Я женщина, которая сделала аборт без «веской причины»!
Я женщина, которая сделала аборт без «веской причины»!
Уборка дома так же вредна для вас, как курение 20 сигарет в день!
Уборка дома так же вредна для вас, как курение 20 сигарет в день!
Как стать худшей свекровью!
Как стать худшей свекровью!
Сегодня вечером спите вместе!
Сегодня вечером спите вместе!

Дети: первый год – первый кризис

Если ваш ребенок, едва научившись ходить, вдруг становится капризным, "ручным" и не отпускает маму от себя ни на секунду, – знайте: наступил первый возрастной кризис.

Даже если говорить о среднестатистическом ребенке, все равно период от начала до конца первого кризиса может быть большим. Начаться кризис первого года может в возрасте около девяти месяцев, а закончиться около полутора лет, когда активная речь уже позволяет не плакать и кричать, а хотя бы что-то вразумительное сказать. Проходить этот кризис может незаметно, а может и бурно – все зависит от темперамента самого ребенка и от реакций родителей

С чем связан

Обычно к этому времени ребенок начинает активно двигаться, становиться на ноги. И сразу возникает многие "нельзя". При этом создается "революционная ситуация": ребенок начинает осознавать свои желания, отделять себя от мамы и свои желания от маминых, видит, что не всегда его и мамины желания совпадают. И потому начинает протестовать, капризничать. Иногда появляются истерики, падения на пол и прочие бурные проявления, – все для того, чтобы добиться своих личных желаний. Кризис года – это первый шаг к отделению от мамы, родителей, взрослых. Он очень важен, потому что от того, как ребенок этот кризис "отработает", зависит и будущий его характер, и способность к общению, преодолению трудностей в будущем, и, собственно, судьба.

Если ты будешь стараться как можно меньше огорчать своего ребенка избегать конфликтов с ним, то в результате пойдешь у него на поводу. Это попустительский стиль воспитания.

Особенности кризиса

Безусловно, родителей расстраивают детские истерики, капризы, непослушание, невозможность "договориться". Но, что интересно, у мамы ведь тоже в это время наблюдается кризис. К этому времени она уже устает от однообразия младенческого режима. И если никто ее не подменяет, она не выходит в люди хотя бы время от времени, ей очень тяжело перестроиться на новый этап жизни ребенка. Если до этого можно было положила младенца в коляску и гулять, то теперь малыш пытается вылезти из коляски, на улице уже не спит, ему все интересно посмотреть, попробовать и потрогать. Его ни на минуту нельзя оставить одного, и заветные "минуты расслабленного одиночества" настолько редки, что вспоминаются с ностальгической грустью.

Первый год_1

Как реагировать

Мы разберем две ситуации, которые часто приводят родителей в состояние растерянности.

Малыш постоянно просится на руки, и мама в растерянности. В то время как участковый педиатр и бабушки настаивают "не приучать к рукам", современные мамочки, последователи естественного воспитания, доказывают необходимость для ребенка удовлетворять в полной мере абсолютно все его потребности. Даже если у мамы не хватает сил таскать на руках изрядно потяжелевшего к 10 месяцам ребенка, или у нее боли в спине.

Ребенок не научится сочувствию и уважению к окружающим, если он не видит, что другие люди тоже испытывают боль и переживают неудачи.

Рекомендации психолога . В возрасте первого кризиса бывает полезно не расставаться с коляской на прогулках, даже если малыш уже начал ходить. Особенно когда к месту прогулки нужно пройти достаточно большое расстояние, при этом еще неся игрушки. Малыш действительно устает и просит для себя облегчения. При этом ребенку непонятно, что у мамы болит спина. Что делать, если вы не можете в данный момент взять ребенка на руки? Присесть рядом, сказать, что тоже устали. Посидите вместе с ним, отдохните, возьмите его на ручки, пронесите несколько шагов, покряхтите, пожалуйтесь, что у вас "спинка и ручки болят", затем опять поставьте его и потихоньку идите. Если дополнительно нужно еще нести игрушки, спросите: "Что маме нести: игрушки или тебя?" Выбор, брать ли на руки при каждом "писке", безусловно, за родителями. Но нужно помнить, что ребенок – не пуп земли, а член семьи, и никому не нужно, чтобы мама надолго слегла с больной спиной. Потому ей важно не только жалеть ребенка, но и беречь себя.

Часто мамы жалуются, что пришел кризис – и малыш, который до этого спокойно мог играть некоторое время сам, не отпускает маму от себя ни на шаг, заставляя каждую секунду быть рядом.

Первый год_2

Рекомендации психолога . Такое случается, если у ребенка между 6 и 10 месяцами произошла какая-то травма развития. В какой-то момент мамы не оказалось рядом, или она не поддержала, когда было плохо, или он остался наедине с человеком, который его напугал. Возможно, в этот период был переезд или еще какие-то серьезные изменения в жизни. Из-за этой травмы развития у ребенка могут формироваться различные страхи. Желательно в этой ситуации получить консультацию детского психолога. Он поможет определить, какой именно страх у ребенка, за какой травмой развития он стоит, и подскажет, как реагировать на такое поведение малыша. Может быть и так, что никакой травмы развития не было, а ребенок уже осваивает первые навыки манипуляции и требует постоянного присутствия мамы только потому, что с ней комфортно. В любом случае нельзя малыша ругать, раздражаться на него, игнорировать его плач. Иначе это травмирует ребенка.

Помогите ребенку почувствовать право собственности. Разрешите распоряжаться своими вещами так, как ему захочется. Пусть малыш ощутит ответственность за свои вещи и за принятые решения, касательно этих вещей.

Проконсультируйтесь у детского психолога, если:

у ребенка длительные, не прекращающиеся истерики;

ребенок демонстрирует разное поведение с родителями и другими взрослыми: с родителями ведет себя "невыносимо", а с бабушкой или няней – хорошо, или если он ведет себя по-разному с обоими родителями;

несогласованность в вопросах воспитания ребенка;

есть вопросы по поводу "нормы" развития ребенка и перспектив занятий с ним.
Очень многое в успешном преодолении кризиса года зависит от стиля воспитания в семье. Если сильно "давить" на ребенка или, наоборот, "давать слабинку", то ребенок не сразу научится овладевать своими эмоциями, договариваться о своих желаниях, а также уважать чужие желания. Так что есть повод спросить у детского психолога, какой стиль воспитания в вашей семье?

Благодарим за помощь в подготовке материала детского психолога, кандидата психологических наук Наталью Компанец , mir-detej.kiev.ua.

Татьяна Корякина