Опять воспитатель виноват
Опять воспитатель виноват
Как научить ребенка рано говорить
Как научить ребенка рано говорить
Всем мальчикам, которых я любила раньше, пора прощаться!
Всем мальчикам, которых я любила раньше, пора прощаться!
Чем заканчиваются истории, когда родители от отчаяния трясут ребенка
Чем заканчиваются истории, когда родители от отчаяния трясут ребенка

"Дневники у нас давно никто не проверяет". Вот как бывает: уникальный опыт эстонской гимназии

На уроках дети пользуются ноутбуками, документы хранят в «облаках», а дневники ведут для себя, как планер. Это реалии жизни школьников в одной из эстонских гимназий. Как устроена школа, в которой все учителя с компьютером на «ты», мы поговорили с образовательным технологом Таллинской центральной русской гимназии Людмилой Рождественской. В ближайшие дни эксперт выступит на образовательной конференции в Минске.

Источник фото: facebook.com

Необычная, на наш взгляд, профессия – образовательный технолог - в последние годы в Эстонии стала очень востребованной.

Эта постсоветская страна занимает одно из первых мест по скорости информатизации в Европе, и в образовании применение технологий очень и очень приветствуется. Так, сегодня есть сообщества образовательных технологов, а в Таллинском университете открыта программа подготовки по этой специальности.

Как технологи меняют жизнь школьников? На самом деле, отличия в сравнении с белорусской школой кардинальные. Например, электронный журнал используется в Эстонии повсеместно с 2004 года, и это уже отработанная практика для школ.

Продвинутые школы активно пользуются сервисами Google и даже устраивают дни дистанционного обучения, когда все школьники остаются дома, но продолжают учиться.



Людмила Рождественская – одна из тех, кто активно обучает учителей и школьников информационным технологиям. Некоторые авторские разработки русской гимназии в Таллине уже стали трендом и активно внедряются в других школах, в том числе за границей.

Финская система - образец

- Мы смотрим в сторону финского образования как некоего прототипа. Не скажу, что идеального, так как по последним исследованиям PISA, эстонцы опередили финнов. Для Эстонии это прорыв, ведь еще несколько лет назад мы были в третьей группе стран по уровню естественнонаучной грамотности.

За счет чего Эстония сделала такой рывок?

Во-первых, у наших школ есть больше самостоятельности в принятии решений. Кроме того, мы стараемся уходить от элитарности школ, рейтингов и тд. Так, некоторые сельские школы Эстонии оснащены лучше, чем столичные.

Что касается нашей школы, это одна из старейших гимназий в Эстонии с русским языком обучения. Но не 95-летняя история делает нашу школу известной, а именно учителя и их подход к обучению. Мы много экспериментируем и стараемся осознанно внедрять технологии в жизнь школы и школьников.

Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Источник фото: facebook.com

Что нас отличает?

- У нас много информатики.

Этот предмет введен как STEM- образующий с 1 по 10 класс. Но это не значит, что все выпускники школы стремятся поступить на IT-специальности и стать программистами, как в Беларуси (я была у вас и знаю об этой тенденции).

У нас концепция информатики - это вырастить «продвинутого пользователя», а если кто-то дозрел и хочет развиваться в программировании, может продолжить обучение, но это единицы в нашей школе.

Мы закладываем цель вырастить культурного пользователя, который умеет себя вести в сети, критически осмысливать информацию и т.д. Ведь сейчас в любой профессии важно алгоритмическое мышление, умение взаимодействовать с компьютером.

- Мы - «Google-школа».

Вообще это очень распространено в школах Эстонии. Это помогает решать сразу много проблем – в коммуникации, документообороте и тд. Вся информация хранится в гугл-облаках. Создается персональная и коллективная среда.

- Большая доля онлайн-обучения.

Как и во многих школах, у нас присутствует урочная система. Но есть большая доля компьютерного обучения. Например, в каждом кабинете математики у нас есть мобильная тележка с ноутбуками, биологи раздают детям планшеты.

Используются и обычные бумажные учебники, все зависит от предмета. Математика, конечно, в большей степени цифровая, литература – в меньшей степени. Должно остаться и живое действие, и слово, и взаимодействие.


Источник фото: facebook.com


- Все учителя на «ты» с компьютером.

Не владеть компьютером в нашей школе невозможно. Базовый уровень есть у всех – общение по электронной почте, создание гугл-опросника и тд – это элементарные вещи.

Есть, конечно, более продвинутые учителя, есть менее. Мы никого ведь насильно не заставляем использовать компьютеры, это должно происходить естественно. Должна быть осознанность, понимание, зачем это нужно, чтобы не получилось так: пока ноутбуки достали, пока закрыли, так и урок прошел.

Если учитель выглядит нелепо, смысла в этом нет. Другое дело, что мы поощряем учителей пробовать.

- Мы против гаджетов везде и всюду.

Приходит к нам на встречу мама и спрашивает: «Я все поняла про вашу школу, нам какой телефон в вашу школу покупать – айфон?».

Я говорю: послушайте, у нас можно и без телефона учиться. В последнее время мы пришли к тому, что обязательно должны быть зоны без гаджетов в школе.

Несмотря на то, что многие уроки у нас строятся на использовании тех же телефонов и Wi-Fi, мы боремся с тем, чтобы дети на переменах не сидели в телефонах, или на уроках – под партой. Это уже не про технологии.

Развивайте финансовую ответственность. Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей. Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник. Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».



- У нас есть уникальные спецкурсы.

Например, в 7 классе есть GeoGebra, а в 11 - GeoGebra 3D. Не буду вдаваться в технические тонкости, но отмечу, что у нас очень продвинутая математика, немногие учителя используют подобные инструменты в своей работе. У нас это поставлено на очень высокий уровень.

- Электронный журнал – давно решенный вопрос.

По Эстонии эта система уже отработана, у каждой школы она своя, инструменты есть разные. Появилось очень много разного функционала, которым мы успешно пользуемся.

Что касается ученических дневников, то они остаются в младшей школе. Это для нашей школы скорее традиция, у нас даже конкурс обложки проходит каждый год. При этом никто эти дневники не проверяет. Это бумажное пространство ученика, как планер для начальной школы.

В средней и старшей школе ученики переходят на электронные носители, Google-документы – таблицы, рисунки, тексты, карты. В сервисе Google Classroom, например, есть возможность давать задания классу, устанавливать дедлайн, это очень удобно.

Также мы пользуемся социальной сетью Google+. У нас там построено профессиональное сообщество учителей.

- Мы много экспериментируем.

Широко известными стали наши «дни дистанта» - этому опыту уже 7 лет. В порядке эксперимента три раза в год вся школа учится из дома. В школе нет ни детей, ни учителей, начиная с 1 класса.

Содержание учебного процесса при этом кардинально меняется. Мы не берем готовых заданий, все задания разрабатывают учителя. Главная идея при этом - разрушить предметный подход.

Так, у каждого «дня дистанта» бывает своя тема. Весенние изменения в природе или 95-летний юбилей в школе. Не подумайте, что это внеучебная деятельность, математика остается математикой, химия химией, биология биологией. Важно, что мы создаем такие задания по предмету, которые вписываются в общий контекст. Благодаря нашему опыту, например, мы можем и параболы изучать в контексте юбилея школы.



Зачем это нужно? Дело в том, что классно-урочная система уже не отвечает вызовам времени. Однажды в рамках одного проекта мы случайно попросили пятиклассников оценить расстояние между двумя здания школы. Несмотря на то, что дети каждый день проходят это расстояние (около 1 км), ответы были самыми разными – от 30 метров до 4 км. О чем это говорит? Дети не изучали масштаб и расстояние на математике-географии? Нет, это просто один из массы примеров, когда школьные знания не связаны с жизнью. Поэтому мы стараемся разрабатывать новую экспериментальную форму обучения.

А летом, к примеру (учебный год длится до 10 июня), мы проводим уроки вне класса. В рамках этих июньских дней выбираем какую-нибудь известную книгу и проживаем ее все вместе. К примеру, выбрали «Алису в стране чудес» - и по материалам этой книги готовим июньские проектные мастерские, решаем задачи по программированию и математике, проводим городские квесты, прогулки по лесу и тд.

Создайте в семье традицию успешных переговоров. Спросите своего ребенка, что он чувствует, когда участвует в принятии решения наравне со взрослыми.



Задания готовят и ученики, и учителя. Школа в эти дни оформляется в определенном стиле. Это называется «проживание, погружение - необыкновенно плодотворная форма работы.

- Мы работаем с родителями.

Родители бывают разные, в том числе ограниченные в своих взглядах, ориентирующиеся на свой опыт прошлых лет. Есть и равнодушные родители.

Наша задача - сделать родителей союзниками, вовлечь их в жизнь школы. Например, недавно в субботу у нас прошел хакатон для детей и взрослых. Там все было построено на энергии родителей, зарегистрировались 9 команд, хотя был риск, что не придет никто, ведь это дело добровольное.

В соцсетях мы активно развиваем официальную страницу школы - ведут ее 15 человек, среди которых есть старшеклассники. Это наш главный PR-инструмент при работе с родителями и оповещение. В свое время вели родительские клубы, давали объявления, открывали онлайн-регистрацию и проводили открытые встречи для родителей.

Мы убеждены, что родители должны участвовать в жизни школьников, но в учебе желательно избегать этого жуткого родительского контроля, представления, что чем больше ребенок загружен, тем лучше. Мне кажется, родитель должен делать больше упор на мотивацию школьника, а не вникать во все тонкости учебного процесса.

28-30 ноября в Минске пройдет масштабное событие года в области образования – II Международная специализированная научно-техническая выставка-форум «Информационные технологии в образовании» ITE-2018. Подробнее о мероприятии читайте по ссылке .