Опять воспитатель виноват
Опять воспитатель виноват
Как научить ребенка рано говорить
Как научить ребенка рано говорить
Всем мальчикам, которых я любила раньше, пора прощаться!
Всем мальчикам, которых я любила раньше, пора прощаться!
Чем заканчиваются истории, когда родители от отчаяния трясут ребенка
Чем заканчиваются истории, когда родители от отчаяния трясут ребенка

Хорошее образование не может быть бесплатным? Будущее частных школ в Беларуси

Процент родителей, готовых за среднее образование платить, пока в Беларуси совсем небольшой. Изменится ли ситуация в ближайшие годы? Что мешает частным школам стать доступнее? Публикуем главные тезисы с панельной дискуссии о частном образовании.

Источник фото: pixabay.com

Сегодня в Беларуси работают 10 средних и 4 начальные частные школы, учатся в них менее 700 детей, рассказала учредитель Ассоциации частного образования в Беларуси Вера Быкова.

Это меньше 0,5% от общего количества школ в РБ. Для сравнения, в России этот показатель равен 0,7% - тоже немного.



По словам эксперта, частные школы работают по программам Министерства образования, качество обучения государство регламентирует и проверяет. Главное отличие сегодня - в затратах на обучение.

Так, в государственных школах на одного ребенка с 5 по 9-й классы затрачивается 1408 рублей. Это сумма за весь год. Частная школа тратит на одного ребенка в месяц около 600 рублей. Отсюда разница в питании, оснащении и подходах к обучению в частных школах.

Зачем вообще нужны частные школы?

Вера Быкова, учредитель Ассоциации частного образования в Беларуси:

— Мы снимаем нагрузку с бюджета, который финансирует (пусть и на 1408 рублей в год) обучение каждого ребенка;

— Мы создаем дополнительные рабочие места для педагогов, оплачивая им отпускные и делая отчисления в ФСЗН. Причем зарплата у таких педагогов на 20-30% выше, чем у учителей, работающих в государственной школе;

— Мы работаем в большинстве случаев как экспериментальная площадка, пробуем новые методики, маленьким школам проще трансформироваться;

— Мы могли бы работать в партнерстве с государством, потому что основываемся на программе Министерства образования, поддерживаем государственную политику;

Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.

— Мы проводим раннюю профилизацию и профориентацию среди подростков, ориентируя тем самым на подготовку качественных специалистов. Известны случаи, когда некоторые IT-компании стремятся перенести свои офисы поближе к таким школам.

Я считаю, что потребность в частном образовании сегодня есть, прежде всего, у родителей, которые в этом случае имеют выбор. Они могут отправить детей в государственные школы и могут отправить в частные. И в частном секторе они тоже могут выбирать.

Валентина Чекан, соучредитель частной школы STEAM-school:

- Если мы берем вектор на IT-страну, то должны понимать, что за всеми этими технологическими вещами стоит фундаментальная наука, то, что так важно для современного школьного образования. И нужно найти возможность прорисовывать индивидуальные образовательные траектории в этих отраслях.

Почему мы не можем с 5 класса делать профилизацию и профориентацию как ученых? Не просто экономист, бухгалтер, айтишник, инженер. а фундаментальный ученый. Это же прекрасная возможность для индивидуальных образовательных траекторий.

И мы очень много говорим про интересы ребенка, про вопросы заботы, опеки, но очень важна индивидуализация. Мы должны понимать, что интересы ребенка очень разные. А в школе, где обучается 34 ребенка в классе, есть вопросы инклюзивного образования и индивидуализации.

И если сейчас остро стоит вопрос кадров для айти, потом выплывет и медицина, и образование и еще что-то, таким образом индивидуализация образовательных траекторий для всех очень важна.

Наталья Искорцева-Кунская, соучредитель и директор частной школы Stembridge:

- Весь мир ищет ответ на вопрос о том, чему учить сейчас детей, чтобы они были готовы к вызовам будущего.

Основные ключевые слова в образовании сегодня - это гибкость, предпринимательство и цифровые навыки - вдобавок к базовой грамотности (языковой, математической и научной) и навыкам 21 века.

А вот как этому учить, да еще и с учетом особенностей молодых поколений - это еще вопрос. То есть это не локальная белорусская история. А в мини-формате гораздо проще экспериментировать, пробовать, выбирая и оставляя то, что работает эффективно.

Частные школы – это бизнес?

Вера Быкова:

- Частные учреждения образования (не все, но многие) являются некоммерческими. Что это значит? Вся прибыль, образующаяся от хозяйственной деятельности, идет на покрытие нужд образования, на покупку оборудования, выплату заработных плат, отпускные 56 дней, ремонт зданий и т.д.

Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

Поэтому в частном образовании сегодня в основном работают те, кому не все равно, что будет с образованием в Беларуси.

Что сдерживает развитие частных школ?

Наталья Искорцева-Кунская:

- Мы платим арендные ставки как бизнес, налоги, зарплату коммерческую, покупаем сами все оборудование, литературу, наглядные материалы, мебель в магазине - все по коммерческим ценам. И при этом как учреждение образования мы должны все сделать по нормативам и регламентам, начиная с высоты потолков и заканчивая орфографическим режимом в тетрадях.

Если мы - бизнес, давайте мы будем ориентироваться на запросы наших клиентов и предоставлять им такую услугу/продукт, который будет их устраивать и за который они будут счастливы платить.

А если мы все же учреждение образования, то хотелось бы иметь определенные условия - помещение соответствующее, деньги из бюджета, оборудование и все необходимое для учебного процесса. Вот в этом сегодня есть проблема.

Павел Лис, директор Главного информационно-аналитического центра Министерства образования:

- Представьте, что у меня есть производство, и я прихожу и говорю: мы станки купили за свои деньги, чтобы на них зарабатывать деньги, мы ремонт сделали за свои деньги, мы сделали инфраструктурные затраты, возместите нам, сделайте нам льготы.

Хотите льготы – обоснуйте, хотите возмещения – добейтесь. Если вам не нравится то, как это устроено сейчас, занимайтесь другим бизнесом. Если вам нравится, занимайтесь этим.

Вообще я очень даже за частное образование. Но я его рекламировать не буду. Если родители захотят платить, спрос будет, если родители не захотят платить, то спрос искусственно не расширить. Здесь есть точки роста и вопрос именно рынка.

Станут ли частные школы доступнее?

Вера Быкова:

Сегодня в частном образовании все пошло по пути рыночного развития, и если мы посмотрим, как это делается за рубежом, увидим, что лучшее образование стоит дорого.

Посмотрите, сколько стоит обучение в Стэнфорде, в Гарварде. Очень мало стран социально направленных, которые позволяют себе бесплатное образование. Но хорошее образование в мире не может быть бесплатным.

Поэтому, если мы хотим идти согласно тем вызовам, которые предъявляет новый мир, мы должны понимать, что за это придется расплачиваться. И, несмотря на это, мы стремимся снизить стоимость обучения в наших школах.

Сегодня чтобы запустить проект по обучению, минимальная стоимость будет около 700 рублей. С этой суммой о прибыли не может быть и речи. Это то, что мы можем себе позволить, ужавшись по всем параметрам.

Каким будет частное образование в Беларуси через 5 лет?

Вера Быкова:

- Будет ли развиваться частное образование в будущем? Судя по сегодняшней ситуации - нет. В сентябре к нам приезжал общественно-консультационный совет (от Министерства образования - примечание Ребенок.BY), и вывод они сделали неутешительный – о том, что не должно быть никакого расслоения образования, мы все должны быть одинаковые. Это был конечный вывод 4-часовой конференции с участием 26 специалистов.

Как не допустить возникновение детских страхов: Чаще хвалите ребенка, подбадривайте, верьте в него и в его возможности. Замечайте то хорошее, что есть в ваших детях.

Наталья Искорцева-Кунская:

- Хочется, чтобы было развитие. И ключевое слово здесь – выбор. Сейчас мы не можем сказать, каким будет будущее, в которое “выйдут” наши дети и что им точно понадобится. Но то, что им нужно будет уметь пользоваться своим мозгом, уметь адаптироваться к неизвестной действительности, что-то придумывать и коммуницировать друг с другом – это точно понадобится. И цифровые навыки будут нужны - они уже нужны. А это не про то, как работать мышкой, а про то, как найти нужную информацию, как ее проанализировать, использовать.

У меня сейчас есть много идей, из которых могут получиться страновые и международные проекты, но только одна школа это не потянет. А вот в партнерстве это возможно. Так что школы нужны - разные и много.

А как вы считаете, нужны ли Беларуси частные школы?



ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: