Как определить, достаточно ли вашему ребенку грудного молока?
Как определить, достаточно ли вашему ребенку грудного молока?
Руководство по кормлению ребенка, ориентированное на возраст!
Руководство по кормлению ребенка, ориентированное на возраст!
Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Записки сельского учителя (часть 3)
Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Записки сельского учителя (часть 3)
Ротавирус у детей. Как защитить ребенка от желудочного гриппа?
Ротавирус у детей. Как защитить ребенка от желудочного гриппа?
В Житомире в детском саду воспитательница снимала со спящих детей золото
В Житомире в детском саду воспитательница снимала со спящих детей золото

Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Записки сельского учителя (часть 1)

В рассказе сама жизнь. Но не только сельский учитель ездит в город за продуктами. И еще ряд моментов… Так что подумайте и напишите еще раз, стоя на земле и без облаков!»


Тогда у меня не было такого журналистского опыта, как сейчас, а главное я еще верил, что недостатки, они… есть, но не свойственны самой системе. А еще, поскольку что же там было переписывать, если все правда, материал каким был, таким и остался. И вот прошло много лет, я получаю в комментариях на «ВО» такие вот пожелания и… почему бы на них и не откликнуться и не написать о событиях, которым я был лично свидетель? Опять-таки, это не научное исследование, это сугубо мои личные впечатления. Но так было, поскольку люди, о которых здесь идет речь, должны быть еще живы. Хотя с другой стороны, у кого-то из них мог быть и совершенно другой взгляд.



Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Записки сельского учителя (часть 1)

Одна из немногих сохранившихся с тех лет фотографий. Автор руководит своими десятиклассниками, которые спиливают дерево во дворе школы.



Странная вещь — человеческая память. С возрастом не помнишь, что ел позавчера на завтрак, но зато отлично помнишь, что было 40 и 50 лет тому назад, хотя и фрагментарно. Тоже не по дням и часам, но зато помнишь совершенно отчетливо, как если бы это случилось вчера. Ну, а дальше, если вести рассказ с самого начала, то будет так: весна 1977 года, и я вместе с женой стоим перед комиссией по распределению, которая решает – куда нас отправить «отрабатывать диплом». Ребенку больше года, больных родителей нет, так что причин не посылать в деревню нет. Но есть проблема: нужно такое село и такая школа, где есть две ставки: учителя истории и учителя английского языка. И таких школ в области нет, тем более близко от города. Но есть школа в селе Покрово-Березовка Кондольского района, где, кроме учителя истории и английского языка, нужен еще учитель географии, астрономии и… труда! Плюс часы по истории, обществоведению и английскому – вот как. И именно туда нас и посылают! «А что, вы человек эрудированный, – говорит мне глава комиссии, – справитесь. Зато в деньгах у вас будет по полторы ставки на каждого!» А делать нечего. Диплом надо «подтверждать». И «отрабатывать». Это ведь только совсем уж недалекие люди у нас считают, что высшее образование было в СССР бесплатным. Ничуть! Получив его, надо было работать не там, где ты хочешь, а там, «где надо», то есть тебя могли насильно отправить куда угодно, а ты и слова сказать не мог, ведь учился-то «бесплатно». И вместо того чтобы экономически заинтересовывать людей работой в Калмыкии, у самоедов или в Покрово-Березовке, людей просто брали и посылали, осуществляя типичное средневековое «внеэкономическое принуждение к труду», потому как существовала даже уголовная ответственность в случае… уклонения. Правда, особо-то она и не применялась, но начинать свою карьеру со скандала мало кому хотелось, мнение о том, что «ты должен» в тоталитарном обществе всегда является доминирующим!

Ребенок не разовьет свой творческий потенциал, если за него всё будут делать другие.



Ну, все вопросы утрясли, на выпускном вечере… дерябнули, вещи собрали и ближе к сентябрю поехали. На грузовике, вся мебель в кузове (и я там), а в кабине водителя жена и директор школы. Тогда ведь не было специальных грузовых перевозок и «Газелей», не было фирмы «Абсолютно трезвые грузчики», услугами которой я сегодня в Пензе пользуюсь постоянно, а были личные договоренности и «за бутылку». И сначала по шоссе ехать было даже очень ничего. Но вот пошел проселок и… моя надежно связанная мебель… «ожила»! Что она в кузове вытворяла и что я там вытворял, ох. Но жив остался!



Привезли нас в школьный интернат и вселили в большую просторную комнату. И какое-то время мы там и жили, пока не сообразили, что жить в интернате вместе с детьми – это бесплатно там еще и работать, а уж покоя не знать ни днем, ни ночью.



И решили мы переселиться. И школьный завхоз предложил нам сдать дом. Прямо напротив сельмага. Мы обрадовались и… сняли, а платила за это, как и за свет, и дрова по закону школа, вернее РОНО. Такими вот преимуществами перед другими людьми в деревне пользовались тогда сельские учителя. А еще учителей мужчин не призывали в армию. Вот так я в ее ряды и не попал.



Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Записки сельского учителя (часть 1)

Поскольку денег мне всегда не хватало, а времени в деревне было в избытке, я начал писать сначала в местную, кондольскую газету «Ленинское слово», а затем и в «Пензенскую правду», «Советскую Россию» и «Советскую Мордовию». Что интересного в школе произойдет, о том и пишу. И школе паблисити, и мне гонорар!



Ростом наш завхоз был мне по грудь – гном гномом! И дом он построил тоже для гномов: выглянуть в окно надо вставать на колени, а потолок – вот он, руки поднял и в локте, не сгибая – уперся. Двери… ох мне с моим ростом все время приходилось им кланяться, а не то лбом о притолоку – вот она, ждет! Но все же это было лучше, чем жить с детьми в интернате. И… да, напротив магазин, что в то время имело очень большое значение. Но между нашим домом и магазином проходила дорога, проложенная по чернозему, и по ней, ездили и тракторы ДТ-75, и… «Кировцы»! Зимой и летом это была терпимо, но осенью и весной – о-о-о – это надо было видеть, во что она превращалась.

Поставьте перед собой и перед ребенком цель. Сделайте перечень тех занятий, к которым вы бы хотели вызвать интерес у ребенка. Предложите ему пробные занятия, чтобы вы вместе с ним могли понять, что именно может вызвать интерес у ребенка. Затем постарайтесь прояснить для себя, в чем именно суть проявленного интереса, что именно нравится в танцах, чем именно привлекают животные. В будущем дочь может стать отличным тренером, а сын дрессировщиком или ветеринаром, а может он начнет рисовать анимационные мультфильмы про животных…



Но продолжим рассказ о доме. Кухня с печкой и большой зал, тоже с печкой, в котором досками была отгорожена маленькая спаленка, ставшая у нас комнатой для игр нашей двухлетней дочери. Расставили мы по этим комнатам нашу старую мебель, которая находилась в нашей новой четырехкомнатной квартире еще со времен прежнего, деревянного дома 1882 года, постелили на пол паласы, на стены повесили ковры и стало даже очень «ничего». Привезли и телевизор, но сколько к антенне не подключали, подключить так и не удалось. Вот так мы и прожили без ТВ целых три года, но зато слушали радио и пластинки с музыкальными сказками, которые нашей дочке очень нравились.



Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Записки сельского учителя (часть 1)

В школе, помимо обществоведения, истории, географии, астрономии и труда, пришлось еще вести и кружок технического творчества. Было трудно из ничего делать нечто, но… я тут же об этом и написал. И о том, что хорошо, и о том, что плохо и чего сельской школе не хватает.



Удобства, по идее, должны были находиться на улице, но у нашего хозяина их не было вообще! Не построил! Курятник же есть! А куры они… все едят! Удобно, правда? Но обошлись. Фекалии шли в печку, очень удобно, кстати, если заранее продумать этот процесс, а жидкие фракции — в рукомойное ведро.



Потом нам бесплатно привезли брикеты и дрова. Не пиленые и не колотые! Ну вот хорошо, что я вырос в деревянном доме с печками и с десяти лет и пилил, и колол дрова вместе с дедом, на долгие годы заменявшим мне отца. А вот если бы не это, то что делать?



Кстати, много наших одногруппников как раз в село-то работать и не поехали. В том числе и, даже я бы сказал в первую очередь, те, кто были родом из села. Кто-то вышел замуж и должен был получить распределение по месту работы мужа! Кто-то умело родил так, что ребенку на момент распределения оказалось «до года», кто-то (сын зав. аптекой главной аптеки города) принес справку, что больше двух часов говорить не может – вот как. Куда же такого в село. А кто-то и вовсе… объявил себя психом и одновременно откосил и от села, и от армии. Такие вот были в то время у нас «сознательные» молодые строители коммунизма, хотя их и было немного. Но в итоге в деревню ехали десятки, хотя готовились сотни учителей, а уж оставались там и вовсе единицы.

Совет детского психолога: Позвольте ребенку поступать так, как позволяет ему возраст. Не надейтесь, что ваш ребенок будет делать все так, как положено взрослому. Мысль о том, что хорошо – это только так, как делают родители, может препятствовать попыткам что-то сделать по-своему. Стремление соответствовать ожиданиям, не соответствующие возрасту ребенка, может снизить уверенность в себе.



Но вернемся к дровам. Пилили мы их на пару с женой, городской девчонкой до мозга костей, и было это очень смешное зрелище. Печки она боялась, потому что никогда не топила и очень боялась горячего масла, которое брызгало ей на руки со сковороды. Потом я их наколол, сложил в сарай, и вот тут-то и прошел августовский педсовет, на котором нас официально «приняли в учителя», и наступило 1-ое сентября.



Приехали дети из окрестных сел – Ново-Павловки, Ермолаевки, Бутаевки, свои подошли, дали мне классное руководство в 10-ом классе и пошел я к ним проводить урок обществоведения. Гляжу на детей, все такие крепкие, коренастые, у большинства девчонок щеки кровь-с-молоком, груди рвут форменные платья. Какая им школа – замуж и… в коровник! Но «всеобщее среднее» надо дать. Решение партии и правительства! Так что провел урок, дал задание, потом другой, третий. Выяснилось, что нагрузка у меня будет 30 часов в неделю и еще технический кружок. Причем в одних классах было по 25 и более учеников, а вот в других всего 5-6 – такая вот странная «демографическая ситуация». Молодых учителей кроме нас неожиданно оказалось много: литератор, учившаяся с нами, математичка, еще одна историчка, приехавшая годом раньше, и физичка, уже работавшая здесь и… прославившаяся тем, что вышла замуж за своего ученика, работавшего скотником.



Ну, мы на это немного поудивлялись, вспомнили поговорку, «любовь зла…» и занялись работой. На следующем уроке вызываю ребят отвечать, а они поднимаются и… молчат! Вроде бы слушали хорошо, учебник под носом, чего еще надо? Практику я проходил в 1-ой школе Пензы, лучшей по тому времени, и когда я там что-то задавал, то на следующий день, что хотелось – то и получал. А тут… что-то странное? «Готов?» Молчание! «Двойку поставлю!» Молчание. И тут, конец-то одна девушка мне говорит, что они раньше не так учились, у старого преподавателя, что был до меня, а так, как я учу, они не привыкли. Спрашиваю – «И как же?» – и они мне рассказывают, что они на уроке по абзацам вслух учебник читали, потом тут же его пересказывали, потом опять читали и пересказывали, глядя в учебник. Ну, как вам методика? Меня в вузе такому не учили, а тут… «новый Песталоцци», мать его… «То есть вы не можете пересказать то, что прочитали дома?» «Не…» Я их и так, и эдак. Рассказываю в учительской про свое «открытие». А мне в ответ – а он был отличник просвещения!!!



Еще хуже было на английском. Из-за постоянной смены учителей – один приехал, другой уехал, дети учили год английский, год немецкий, год вообще ничего не учили… а теперь им нужно было учить английский по учебнику для 10-ого класса! При базовом знании языка на ноль с плюсом.



Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Записки сельского учителя (часть 1)

А вот это своего рода «наш ответ Чемберлену». В то время об этом говорили и писали очень много, ну и я тоже высказал свое мнение учителя-низовика.



Проучились мы так неделю и нам объявляют, что надо помочь совхозу и… выйти «на свеклу». И стали мы работать на уборке свеклы. То есть сначала собирать ее за трактором и складывать в бурты, а потом большими ножами отрубать ей хвостики и перекладывать в кучи. Работали с 5-ого класса. Но малыши только подбирали и носили, а рубили хвосты только старшие.

Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в дом и т.д.



И вот вам тут первая и очень серьезная проблема советского среднего образования тех лет. И так сельские дети, ну скажем так, в основной своей массе умом не блистали, а тут еще им официально сокращали учебное время на 1,5, а то и 2 месяца, а наверстывать упущенное время советовали… «за счет педагогического мастерства». Но это еще хорошо, если 2 месяца. В Средней Азии хлопок собирали до декабря, буквально со снегом вместе. Так что получалось, что городские дети в области образования имели значительные преференции над сельскими при декларируемом равенстве всех и каждого.



Продолжение следует…

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: