Безопасно ли пить непастеризованный сок во время беременности?
Безопасно ли пить непастеризованный сок во время беременности?
Обсуждение покупок. Что из подарков для детей оказалось удивительно полезным?
Обсуждение покупок. Что из подарков для детей оказалось удивительно полезным?
Лучшее лекарство от кашля или простуды для детей? Возможно, вы не знали!
Лучшее лекарство от кашля или простуды для детей? Возможно, вы не знали!
Как повлияет на ребенка ВИЧ-положительная мать?
Как повлияет на ребенка ВИЧ-положительная мать?
Обеспокоены снижением использования вакцин? Прививайте вашего ребенка в соответствии с графиком!
Обеспокоены снижением использования вакцин? Прививайте вашего ребенка в соответствии с графиком!

«Тепло и сухо – это не крутой ремонт и идеальный порядок». Правила воспитания мамы 4 девочек

Яна Ласка воспитывает четырех девочек, которым сейчас 18, 10, 7 и 5 лет, а также профессионально занимается аэродизайном. Один из самых частых вопросов, который слышит мама, касается пола детей: «Вы, наверное, хотели мальчика?». Приходится терпеливо отвечать, что это не имело особого значения. А что на самом деле для нее важно в воспитании детей? Мама поделилась личным опытом, как ей удалось примирить свое дело и семью, а также научить детей дружить.

Как я все успеваю?

Я не все успеваю. Потому что "все" - слишком объемное понятие. Какую ответственность я несу перед Вселенной за своих детей?

1. Чтобы они были в безопасности, пока маленькие;

2. Чтобы они были сыты;

3. Чтобы им было тепло и сухо.



Все. Все остальное - то, что я сама для себя решаю: это я хочу делать для своих детей. И это следующие пункты:

4. Чтобы они были свободны;

5. Чтобы им было спокойно и комфортно;

6. Чтобы они были развиты интеллектуально и умели мыслить критически;

7. Чтобы у них была возможность выбора, когда нужно будет сделать выбор.


Переводим на человеческий язык. Опираясь на эти приоритеты, я, набив не один десяток шишек, пришла к тому, что:

— Не нужно опекать детей и все время держать их в поле зрения. Нужно объяснить, где и почему может быть опасно, и научить избегать этих ситуаций.

Не «нападаем» на ребенка всей семьей!

— Если ребенок не хочет есть, не нужно его кормить. Моя задача - чтобы он был сыт. А не накормлен. Чувствуете разницу?

— "Тепло" и "сухо" - это не "крутой ремонт" и "идеальный порядок". Это тепло и сухо. А про порядок поговорим отдельно.

— Свобода и критическое мышление для меня неразделимы. Что я могу сделать для них? Задаю вопросы там, где они вроде и не должны возникнуть. Если "авторитет" на самом деле дурак, значит, он не авторитет. Если я не права, прошу прощения.

Ребенок имеет право злиться, уставать от школы, не соглашаться с тем, что ему предлагают/навязывают (чаще это называют "не слушается"). И никому ничего не должен. И хвалю, хвалю, хвалю, хвалю, хвалю.

— Спокойствие и комфорт, и любовь, и счастье - это состояния, которые невозможно создать для кого-то. Люди вокруг будут спокойны и счастливы, только когда буду спокойна и счастлива я.

— И что остается? Интеллектуальное развитие, по возможности разностороннее, которое и даст в перспективе право выбора. Мои дети приучены читать книги, потому что я, к сожалению, не всегда могу им почитать. В их комнате есть музыка, и они сами решают, что хотят послушать. Десятилетняя Варя готовит вместе с ютуб-блогерами и мастерит с ними же всевозможные штуки, привлекая младших. Семилетняя Майя сочиняет музыку на виртуальной клавиатуре. Пятилетняя Тая слушает аудиокниги.


Если я нахожу людей, которым могу доверить моих девочек, то абсолютно спокойно доверяю. Потому что каждый взрослый, который с ними взаимодействует, оказывает на них влияние. И это тоже про свободу, и критическое мышление, и выбор. Так что единственное, что я делаю такого, что правда занимает мое время и неизменно включено в мой жизненный график - это художественная и танцевальная студии. Привести-отвезти. Варя на свою любимую астрономию ездит сама (см. пункт про безопасность).

Наши дети должны понимать, что в мире нет ничего невозможного. Мы часто навязываем им страхи и неуверенность. Но заключая их в рамки, мы создадим условия, в которых нельзя почувствовать вкус победы.

Как научить детей дружить?

А еще когда-то я давно я решила, что одна из моих важнейших задач – сделать все, что от меня зависит, чтобы они дружили. А сделать это было непросто.

  • у старшей Ренаты и троих младших – разные отцы;
  • вопрос большой разницы в возрасте: Ренате было семь, когда родилась вторая дочь Варя;
  • вопрос маленькой разницы в возрасте – между троими младшими по два с небольшим года.


Я не вполне представляла себе, что мне нужно делать. Было четкое понимание, чего делать нельзя. Сложный микс из опыта родительской семьи, многих книг по детской психологии и воспитанию детей и собственной интуиции. Еще два-три года назад, возьмись я рассуждать на эту тему, она прозвучала бы преждевременно. Но сегодня старшей – почти восемнадцать, а младшей – пять с половиной. Можно подвести промежуточные итоги.

1. Первое, что я решила однозначно и без обсуждений – старшая дочка не нянька, не уборщица и вообще ничего мне не должна.

«Не должна» не значит «не помогает». Еще как помогает! Да они все помогают, но не по приказу, а по просьбе. Всегда. Она может отказаться,и это будет принято нормально.

2. У каждой девочки должно быть личное пространство. Это необязательно своя комната. В нашем случае – шкафчики, ящики тумб, полки с игрушками. С личными игрушками! У нас есть много «общего». И у каждого ребенка – обязательно свое, личное. Что делается в их шкафах, я, честно, даже не знаю. Там их ЛИЧНЫЕ вещи.

3. Каждая имеет доступ к мамскому телу по мере необходимости. Один на один. Секреты есть секреты. Задать странный вопрос, поделиться обидой или радостью.

Я никогда не устраиваю публично-показательных «разборов полетов». Любой косяк, каким бы он ни был, останется нашим общим секретом – только если ребенок сам не захочет обсудить это со всеми.


4. Мама не нянька, не уборщица и вообще никому ничего не должна. Мама – живая. Без нимба. У меня может быть плохое настроение, могут быть более важные в данный момент дела, чем проверить уроки, я могу забраться под одеяло и весь вечер смотреть кино, потому что устала за день. Так было не всегда, но так правильно. И это снова про личное пространство. Никто никому ничего не должен. Друг друга дети воспринимают также.

Любой запрет для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, становится трудным вдвойне.

5. В нашей семье многоступенчатая, очень простая иерархия. Кто старше, у того больше авторитета. Это даже не про родителей. И не про то, чье мнение важнее. Скорее про отношения между сестрами.

Эту стратегию я выбрала интуитивно, когда старшая дочь стала подростком. Мне было важно сохранить связь между нею и младшими (помните про большую разницу в возрасте)? Тогда ее авторитет стал авторитетом взрослого, с соответствующим отношением с моей стороны. Это поддержало и старшую дочку – добавило значимости, собственной важности, востребованности. В то же время появился мостик между ней и младшими, который есть и сейчас, когда Рената живет уже отдельно. По нему пока редко кто ходит. Но он есть, и это главное. Подрастут – будут пользоваться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

НЕДОЛЮБЛЕННЫЕ ДЕТИ

Сейчас Варе десять. Теперь она старшая. И да, с подростками трудно. Я срывалась.

6. Я приучаю их разруливать мелкие конфликты самостоятельно. Я приучаю их защищать друг друга, пусть даже от родителей. Не кричать: «Это не я, это она!», а пересидеть обеим в укромном уголке, пока мама бушует, и потом вместе спокойно решить вопрос.

Проходные конфликты, которые не требуют моего вмешательства, обычно начинаются с чьего-нибудь: «Мама, а она …» и моментально заканчиваются моим «А ты ябедничаешь». И нормально разрешаются после этой фразы, без моего участия.


7. Все вышесказанное не относится к ситуациям, когда ссора серьезная. Тогда участники берутся за руки, мы садимся в круг и начинаем разбираться. С психами, слезами, аргументами, примерами и т п. Потому что только так они научатся понимать причины конфликтов, чтобы избегать их, или решать, если все-таки случилось.

8. Дети могут уставать друг от друга. Все люди могут уставать друг от друга! Дети могут злиться, это нормально. У одной из моих девочек была проблема – она подавляла негативные эмоции. Злость, раздражение. Этого всего накопилось в ней столько, что места для радости просто не осталось. Начались тики и другие жутковатые штуки… Знаете, что мы делали? Мы избивали подушку. Когда Майя разрешила себе злиться, она сносила меня с ног – ей было пять лет. Я, держа в руках здоровую диванную подушку, не могла удержаться на ногах.

Не загружайте ребенка не интересными ему факультативами и кружками только потому, что вы считаете их полезными, или такими, что пригодятся в будущем. Если ребенок не получает удовольствия от того, что он делает, успешным в этом деле он не будет… Если вы хотите, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и счастливо, оставьте ему время на личное пространство, на любимое занятие.

Это очень важно. Пусть лучше злиться по чуть-чуть, можно. Мы вместе придумаем, как использовать этот ресурс.

9. Лучший способ заставить детей собрать игрушки – прийти в комнату и начать с ними прибираться. Лучший способ успокоить их, когда они орут и носятся так, что начинаешь сходить с ума – прийти в комнату и начать с ними играть. Лучший способ выстроить доверительные отношения с кем бы то ни было – быть искренним.

Фото Екатерины Шаламаевой, Олеси Ковальчук, а также из личного архива



ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: