Как испортить отношения с ребенком: 5 вредных советов
Как испортить отношения с ребенком: 5 вредных советов
Сколько уколов от бешенства делать, если укусила собака?
Сколько уколов от бешенства делать, если укусила собака?
Как мы с сыном участвовали в Чемпионате мира по футболу
Как мы с сыном участвовали в Чемпионате мира по футболу
Тест на косоглазие. Офтальмолог о том, какие болезни может выявить 3D-кино
Тест на косоглазие. Офтальмолог о том, какие болезни может выявить 3D-кино

2 стратегии, чтобы ребенок играл самостоятельно

Для большинства детей абсолютная норма до двух-трех лет не играть в одиночестве совсем. Точнее, не так, как нам хотелось бы. Это не та самостоятельная творческая игровая деятельность, которая вдруг включается у ребенка после трех лет и расцветает к четырем-пяти годам. Полноценная игра — это творческая реализация имеющихся знаний о мире. То есть, конечно, для ребенка это развлечение и веселье, а не вот эта вот вся болтология с умными суффиксами. Но функционально игра — это именно творческая форма освоения и закрепления новых знаний.

2 стратегии, чтобы ребенок играл самостоятельно

Дочери было года полтора или чуть меньше, и она, разумеется, не умела «играть самостоятельно». Играть на виду у мамы — пожалуйста. Но если коварная мама встала с пола и сделала два шага в сторону, чтобы помыть посуду… о! Пощады не будет. У нас, к счастью, не было планшета, так что угрозы зависимого поведения не было. Зато была угроза материнского психоза. Как часто, сидя с конспектом на полу, я косила в него одним глазом, собирала башню из кубиков и делала вид, что слежу за ее героическим разрушением. Дочь издавала победный клич, я поддакивала: «Башенка бууух!» — и в третий раз перечитывала одно и то же место. Я тогда была не очень подкована в вопросах возрастной психологии и потому искренне верила, что ребенок уже обязан «играть самостоятельно». Часами.

Почему малыши не умеют играть самостоятельно и как и когда их все же можно этому научить

Нет, иногда она и правда играла. Полчаса спокойного чтения — и надо было всего лишь отмыть кухню от слоя какао и собрать распотрошенное мусорное ведро. Или выкинуть пару расколотых чашек и прикупить кастрюль из нержавейки — чтобы больше эмаль не отваливалась. Обои подклеить — там, где отъедено. Впрочем, тут у каждого свой список, большинство мам отлично знает цену получасового спокойствия.

Проблемы детей начинаются дома и могут быть решены там же.

А вот чего кто-то из нас еще не знает (или просто не готов принять), так это то, что продолжительной самостоятельной игры от ребенка младше трех лет ждать не стоит . Особенно на постоянной основе. И с этим лучше смириться сразу же.

Я прожила трижды по три первых детских года, четвертый раз «разменяла» и не удержусь от изречения банальности: они протекают мгновенно . Всего несколько лет — и ничего, кроме фотографий, не останется от того трогательного карапуза, которому и дышать не в радость, если мама далеко. Карапуз подрастет и изменится, станет долговязым ранним подростком — совсем скоро.

Впрочем, все эти «морали» мы и так нутром чуем, не правда ли? Давайте лучше поговорим, почему малыши не умеют играть самостоятельно и как и когда их все же можно этому научить . Только не тратьте время на реплики из зала: «А мой вот с года сам играл!». Моя вторая дочь тоже играла сама. И сейчас играет — такой темперамент. Но она такая одна из четверых. И если кому-то повезло с первого раза — это здорово, но не факт, что повторится.

А для большинства детей абсолютная норма до двух-трех лет не играть в одиночестве совсем. Точнее, не так, как нам хотелось бы. Это не та самостоятельная творческая игровая деятельность, которая вдруг включается у ребенка после трех лет и расцветает к четырем-пяти годам.

Полноценная игра — это творческая реализация имеющихся знаний о мире. То есть, конечно, для ребенка это развлечение и веселье, а не вот эта вот вся болтология с умными суффиксами. Но функционально игра — это именно творческая форма освоения и закрепления новых знаний.

Всем знакомая ситуация: купили сыну пожарную машину, по которой он убивался. А сын побибикал полчаса, «потушил» обувь в коридоре и второй день подряд играет только в хищного динозавра — потому что ходил на выставку динозавров. Потом послушал новую книжку, забыл про динозавров и «завел» собачий приют. В любой момент любая информация может дать неожиданный толчок для новых игр.

Исключение — как раз от злоупотребления планшетом: зависимый ребенок может свести к минимуму внешнее игровое творчество. Все-таки для игры нужно еще и немного скуки — а если скуку легко победить в планшете, то зачем идти по более сложному пути…

Совет: если вы часто слышите от ребенка фразы типа “я дурак” или “у меня это никогда не получится”, не пытайтесь сразу же просто возразить. Лучше спросите, почему малыш так считает. По его ответу вы, возможно, поймёте как можно помочь.

Механизм усвоения информации у детей до трех лет чуть более простой — через буквальное повторение. Их «творчество» тоже нуждается в постоянных «толчках» и дозах нового знания, но оно иное. «Примитивное», как нам кажется. Малыш не зря постоянно стремится к маме и «лезет» во все ее дела.

Мозг растет и требует пищи, потому-то ребенку так важны все движения и предметы взрослого мира. Его игры — это помешивать ложкой в кастрюле и тут же получать от мамы обратную связь: «Оля варит суп, вот здорово!». Игры — таскать ботинки, пробовать на прочность телефон, «подметать», листать книги…

Развивающие игрушки тоже подойдут, но никто из детей не будет «развиваться» с ними наедине. Если, купив очередной дорогущий суперпульт, бизиборд или еще какое чудо техники вы думаете, что приобрели себе пять часов свободного времени — увы. Возможно, на день или два вы почувствуете глоток свободы — сработает эффект новизны. Но не более. Освоив простые манипуляции (погрызть, нажать, потянуть, перевернуть), малыш потребует участия взрослого: мозгу нужны новые сложные манипуляции, опробованные и повторенные много-много раз, — именно так малыш усваивает новые навыки.

Чем больше новых навыков, тем раньше ребенок начнет отпускать родителя, манипулируя игрушками самостоятельно. Чем меньше — тем больше ора и беспричинных истерик.

2 стратегии, чтобы ребенок играл самостоятельно

Поэтому с детьми до трех лет работают только две стратегии.

Стратегия первая: планировать личные дела на периоды детского сна, а всю «бытовуху» выполнять с ребенком, радуясь редким бонусам самостоятельной малышовой возни, но не рассчитывая на них.

Не нужно во время тихого часа варить суп — лучше заняться работой, хобби или, в крайнем случае, какими-то небезопасными делами (типа чистки плиты химикатами). А вот суп можно готовить с ребенком. Было время, когда я чистила овощи на полу или сажала ребенка в стульчик, давала игрушечный нож и полкартофелины на растерзание.

Или мыла посуду, поставив дочь вперед на табуреточку голышом — главное было держать и мылить тарелки высоко, чтобы она дотянулась до воды, но не попробовала на зуб губку с мылом. Зато так ребенок получает много бытовых навыков, которые к двум-трем годам уже начинает неплохо отыгрывать.

Развивайте навыки. Знакомьте ребенка с чем-то новым, помогайте научиться новым видам деятельности.

Стратегия вторая — это чтение и обучение игре со всевозможными игровыми пособиями, она тоже важна.

Ужасно сложно себя заставить в сто пятый раз собирать пирамидку или строить домик из кубиков, но в долгосрочной перспективе это выгоднее, чем попытки наспех отделаться от ребенка, выкроив лишние десять минут личного времени.

А чтобы не было скучно, можно подключать подручные средства, краски, переносить игру на свежий воздух. Заниматься тем, что интересно маме, например, танцевать или петь что-то из любимого репертуара. Чем лучше разовьются — через повторение — моторные навыки ребенка, тем раньше и увереннее он начнет сложные игровые манипуляции.

Просто «раньше» — это не завтра и даже, может быть, не через месяц. Придется ждать — но ждать все равно придется. Уж лучше делать это в компании счастливо визжащего ребенка, который в десятый раз гордо показывает свой очередной навык, чем в компании капризули-нытика, которому остро не хватает мамы…

Да и совместная игра — это не всегда «приклеенность» к ребенку. Как только малыш убедится, что мама не пытается сбежать, ему уже будет хватать только взглядов и словесных ободрений.

И, конечно, при малышах опасно «залипать» в телефоне. Во-первых, мы демонстрируем для повторения совсем не тот навык. А во-вторых, мама, которая вышла в сеть, — это ноль информации, ноль обратной связи и вообще — ноль мамы. Так что ор и нытье обеспечены — не потому, что ребенок «не такой» или «просто погода». Потому что мы сами смоделировали детскую истерику, когда ушли с головой в сеть на глазах малыша.

2 стратегии, чтобы ребенок играл самостоятельно

Елена Фетисова