«Дети сидели на уроках в куртках». Читатели жалуются на холод в некоторых школах
«Дети сидели на уроках в куртках». Читатели жалуются на холод в некоторых школах
Мои прогнозы школьного образования начинают сбываться
Мои прогнозы школьного образования начинают сбываться
Должны ли врачи мыть руки и снимать обувь, приходя на дом? Мнения родителей и медиков
Должны ли врачи мыть руки и снимать обувь, приходя на дом? Мнения родителей и медиков
Самый вкусный творожный десерт с желатином станет достойной заменой выпечке
Самый вкусный творожный десерт с желатином станет достойной заменой выпечке

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛУШАЛСЯ: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ-2

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛУШАЛСЯ: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ-2

1. Говорите с ребенком коротко и просто

Некоторые родители грешат тем, что начинают читать ребенку пространные лекции о хорошем поведении, едва только ребенок нарушит правила. Но такие монологи неэффективны по той простой причине, что у маленького ребенка пока не развиты когнитивные способности, чтобы понимать сложные предложения, насыщенные абстрактными понятиями. Он понятия не имеет, о чем вы! Какой стыд? Какая совесть? Он просто захотел забрать лопатку у соседа по песочнице и забрал ее. О том, что так делать нельзя, надо объяснить проще и короче. И без эмоциональных закатываний глаз и заламываний рук, пожалуйста. «Не бей маму лопаткой! Это больно. Нельзя бить маму! И брата тоже нельзя. Никого нельзя, это плохо!». «Не прыгай на диване, это опасно, ты можешь упасть и сильно удариться, и тебе будет больно». «Не трогай чужую вещь. Никому нельзя трогать чужие вещи. Попроси вежливо разрешения, а не бери без спроса».

2. Предлагайте ребенку выбор

Как только родители понимают этот крутой лайфхак, они начинают довольно профессионально им пользоваться в каждой ситуации, способной спровоцировать капризы ребенка.

Не заставляйте его идти немедленно чистить зубы, если он отказывается и топает ножкой. Предложите ему выбор: «Ты сам почистишь зубки или мне тебе помочь это сделать?». Смотрите: речи не идет о том, чтобы не чистить зубы. Речь о выборе как ребенок хочет это сделать. В этом случае у ребенка создается впечатление, что он больше контролирует ситуацию, чем вы. По большому счету, все истерики, когда ребенок что-то отказывается делать, вызваны сильным контролем с вашей стороны, вы не оставляете ему возможности самостоятельно принимать хоть какие-то решения. А это же очень важно для развития. Мы же сами потом в подростковом возрасте хватаемся за голову: «почему ты вырос таким несамостоятельным!».

Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

Давать выбор можно в любой ситуации: «ты наденешь розовую шапочку или оранжевую?», «что ты сначала уберешь на место — игрушки или книжки?». Только не предлагайте открытый выбор: «Ты какую шапочку наденешь?», «Ты когда пойдешь убирать в своей комнате?», «С чего ты хочешь начать уборку?». Такие предложения наоборот могут только усилить конфликт, особенно если ребенок в плохом настроении или устал. Предлагайте конкретный выбор, который ребенок может сделать быстро.

3. Следите за своими словами и особенно за «ты»-сообщениями

Пример плохого «ты»-сообщения: «Ты такой жадный, что не хочешь поделиться игрушкой даже с лучшим другом!». Мы не замечаем порой, как много посылаем ребенку таких вот плохих «ты»-сообщений. Они не способствуют дисциплине и послушанию, они скорее обижают (даже если замечания справедливые) и настраивают на самозащиту. Возьмите за правило со своей стороны контролировать их и превращать в «я»-сообщения: «Мне так приятно видеть, когда ты делишься своей игрушкой с другом».

Еще один момент в нашем общении с ребенком, на который нужно обратить внимание: мы слишком часто говорим маленькому ребенку, что ему нельзя. Гораздо эффективнее с детьми работает формула говорить, что нужно делать вместо того, что нельзя делать». Например, ребенок оставил свой велосипед посреди коридора вместо того, чтобы убрать его в угол. «Сколько раз тебе говорить, что нельзя оставлять велосипед в коридоре!», — это не самый лучший вариант попросить ребенка убрать на место свою вещь. Гораздо эффективнее работает просьба с четким действием: «Поставь велосипед в угол, пожалуйста. Там он никому не мешает».

Давайте будем говорить нашим детям о том, как мы их любим!

Интонации часто важны даже больше, чем сами слова. Не позволяйте себе говорить ребенку интонациями, в которых он заподозрит, что его не любят. «Какой же ты невыносимый, когда так себя ведешь!» — обидно, больно и кажется, что такой ты маме больше не нужен. Измените слова и тон: «Ты хороший мальчик, но поступок, который ты сделал — плохой, не делай так больше и извинись перед братом».

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛУШАЛСЯ: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ-2

4. Учите ребенка эмпатии

Трехлетнему ребенку трудно понять, почему он должен прекратить делать то, что ему нравится, например, отбирать игрушку у соседа по песочнице. Поэтому задача мудрого взрослого — все время учить его чувствам и внимательному отношению к другим. Вместо «не смей кусаться, кому говорят», объясняйте ребенку, почему «не сметь»: «Когда ты кусаешь кого-то или бьешь, ты делаешь ему больно», «Когда ты отбираешь игрушку у мальчика, ты обижаешь его, ему становится грустно, ведь он тоже хотел играть с ней». Такие разговоры, возможно, не возымеют действие в первый или второй раз. Но раз за разом, будьте уверены, ребенок будет все лучше и лучше понимать, как его поведение влияет на других, и это научит его думать о последствиях своих поступков.

5. Предупреждайте о последствиях и наказаниях и не превышайте обещанного

К слову о последствиях. Прежде чем наказывать ребенка за какой-то проступок, предупредите его о том, что можете его наказать. Некоторые дети честно не понимают, что в данный момент ведут себя плохо, им нужно это сообщить. Обычно предупреждения хватает. Но если ребенок продолжает плохо себя вести, и вы пообещали лишить его за это компьютерной игры на вечер, то наказание не должно быть в сердцах увеличено. На вечер — значит, на вечер. Не на все выходные. Учите ребенка своим примером, что если плохо поступил или кого-то обидел, нужно извиняться. Обязательно завершите этот момент объятиями, покажите ребенку, что вы больше не сердитесь.

Ребенок не разовьет в себе отвагу и оптимизм, если ему не придется столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

6. Предлагайте ребенку альтернативные способы выражения чувств

Некоторые дети обрушивают свой гнев на того, кто их обидел — набрасываются с кулаками, начинают кусаться и так далее. Это естественная реакция. Но мы же люди, мы так не решаем конфликты и стараемся вести себя прилично. Помогите ребенку найти другой способ выразить недовольство: проговорить вслух свою обиду, громко покричать, побить подушку, постучать игрушечным молоточком, нарисовать злую рожицу. Ребенок должен понять, что хоть его эмоции и приемлемы, но некоторые способы их выражения — нет. Поощряйте вашего ребенка придумывать свои собственные варианты выражать негодование. Пусть он поделится с вами своим способом, не перебивайте, но говорите о последствиях, к которым может привести альтернативный вариант выражения эмоций.

7. Оставайтесь уверенным в себе взрослым

Даже если вы очень сильно расстроены поведением ребенка и вам хочется кому-то пожаловаться об этом, постарайтесь сделать это не в присутствии малыша. Дело в том, что услышав, как вы говорите о нем в безнадежном ключе (например, «Я не знаю, что мне делать с этим мальчиком! Он мотает мне нервы! Я бессильна что-либо с ним сделать!»), ребенок начнет терять к вам доверие, уверенность в том, что вы надежный взрослый. Нет, он не подумает так! Но почувствует. Детям нужны уверенные взрослые рядом, которые способны контролировать любую ситуацию. Ребенок, который начинает понимать, что он главнее, растет тревожным. И гораздо чаще устраивает истерики, чем ребенок, который видит своего родителя уверенным в своих решениях. Еще очень важно, чтобы родитель был не только уверенным, но и позитивно настроенным, не нервозным.

Как не потерять доверие ребенка: Проводите вместе время, веселитесь, занимайтесь чем-то интересным вам двоим или просто бездельничайте.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛУШАЛСЯ: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ-2Ольга Ракитина
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: