Источник фото: pixabay.com
Кокон, качели и шезлонг
Психолог советует использовать их до 2-3 месяцев и только при острой необходимости.
— Эти вещи тормозят физическое развитие малыша, а значит, и психическое тоже. У современных детей в целом наблюдается снижение двигательной активности, ведь значительную часть времени они проводят в коляске или автокресле, которые вынужденно ограничивают движение. Не стоит дополнительно ограничивать ребенка с помощью современных аксессуаров типа кокона или шезлонга. Когда ребенку по возрасту пора переворачиваться и готовиться к ползанию, местом его обитания должен стать пол. Это безопасно и соответствует потребностям развития детей.
Еще больше опасений у психолога вызывает использование автоматических укачивающих качелей, в которые детей укладывают на сон, чтобы они подольше поспали. Но это мешает установлению естественных ритмов сна, убеждена Анна. Ребенок может привыкнуть спать только в движении. Кроме этого, с помощью качелей родители искусственно продлевают сон и в итоге смещают циклы сна и бодрствования (ребенок будет спать днем, а бодрствовать ночью).— Ребенок должен научиться сам регулировать свой сон: засыпать и переключаться между фазами сна. А качели мешают этому процессу, ведь это искусственно созданные условия, к которым ребенок привыкает и по-другому спать уже не может.
Манежи и высокие стульчики для кормления
Все устройства, в которых ребенок зафиксирован на долгое время, ограничивают его физическую активность. Когда родители сажают ребенка в высокий стульчик не для кормления на 10-15 минут, а на несколько часов, это мешает ему естественным образом изучать окружающую среду и развивать тело. При этом физическое развитие ребенка на первом году жизни является залогом умственного развития в будущем, убеждена психолог.
— Так устроен мозг: именно двигательная активность ребенка в младенчестве стимулирует его развитие. На полу ребенок развивается естественным образом, учится быть аккуратным в своих движениях, начинает понимать, как правильно обращаться с предметами. «Закрывая» ребенка в ограниченном пространстве, мы лишаем его важного опыта.
Совет детского психолога: Будьте готовы к новым вызовам и испытаниям в жизни ребенка. Чтобы ребенок был уверен в себе, родителям следует показывать, что независимо от того, каким страшным и тяжелым может показаться испытание, он все преодолеет.
Источник фото: unsplash.com
Кроме того, постоянные ограничения приводят к тому, что у ребенка появляется ощущение несвободы.
— «Я ничего не могу» — такой может быть реакция на постоянное нахождение в стульчике или манеже. А ведь главная цель у малыша в первый год жизни — это исследование окружающего мира и познание своих сил и возможностей.
Прыгунки и ходунки
Эти любимые родителями приспособления также мешают адекватному физическому развитию ребенка. Более того, ранняя вертикализация может приводить к деформациям в области таза, излишним нагрузкам на позвоночник, то есть речь идет о том, что мы сознательно вредим здоровью малыша.
— Пока ребенок тренируется самостоятельно вставать и учится ходить, он проделывает огромную работу — его мышцы становятся сильнее и учатся удерживать весь скелет. У малыша налаживается координация, мозг учится управлять телом. И это залог не только физического, но и психического развития, ведь в этот момент создаются нужные нервные связи. А еще малыш получает опыт постепенного освоения навыка, у него появляется ощущение «Я могу», ведь это его первые победы, — поясняет Анна Демина.Иногда ходунки и прыгунки приводят к тому, что ребенок пропускает этап активного ползания на четвереньках или недостаточно осваивает этот навык, что может негативно сказаться на его будущем развитии, уверена психолог.
— В процессе ползания ребенок делает сложные перекрестные движения рук и ног, это помогает развивать межполушарные связи в головном мозге. А тренировка угла зрения при ползании готовит ребенка к работе за столом и партой, когда постоянно нужно будет смотреть то на тетрадь и свои руки при письме, то на доску. Вспомните, как малыш ползет — именно так все и происходит. Потому я считаю, что ограничения в раннем детстве могут привести к некоторым сложностям в школе.
Пустышка
Долгое использование пустышки может привести к нарушению речевого развития ребенка, убеждена специалист.
— Сосание пустышки принципиально отличается от сосания груди. Работают совершенно другие мышцы, в то время как мышцы, необходимые для говорения, не тренируются. Также пустышка оказывает излишнее давление на мягкое небо ребенка. Все это мешает адекватному формированию речевого аппарата.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
20 ошибок воспитания: Мнение детского психолога
Если родители позволяют ребенку постоянно сосать пустышку (не только во время сна, например), то это автоматически тормозит его интерес к вербальному общению. Все просто: чтобы заговорить, ребенку нужно освободить рот от пустышки.
Источник фото: pixabay.com
Ниблер
Это приспособление для прикорма, состоящее из ручки и насадки с дырочками. Внутрь родители кладут кусочки еды, плотно закрывают и дают малышу, а он деснами их обсасывает и получает еду через отверстия — без риска поперхнуться большими кусочками. Казалось бы, это весьма удобный аксессуар для введения прикорма. При этом важно понимать, что измельчение еды зубами и деснами развивает мышцы речевого аппарата. При использовании ниблера этого не происходит, предостерегает психолог.
Ребенок не разовьет в себе чувство собственного достоинства и здоровую гордость, если не будет преодолевать препятствия и добиваться чего-либо.
— Также ребенок не получает нового сенсорного опыта от различной еды, ведь в ниблере еда вся примерно одинаковая. Ребенок не распознает форму, текстуру и плотность продукта в такой же степени, как если бы он пытался жевать кусочек банана или яблока. Кроме того, использование ниблера мешает малышу учиться есть самостоятельно. Это может привести к тому, что подросший ребенок будет просить измельченную еду и требовать покормить его, будет давиться кусочками.
Психолог советует не затягивать знакомство ребенка с твердой пищей. Конечно, это важно делать под родительским присмотром и в соответствии с возрастом.
Поводки, защитные накладки на голову и другие части тела
Чтобы ребенок не упал при освоении навыков ходьбы, родители иногда используют специальные поводки. Есть и те, кто надевает на ребенка защитные накладки, чтобы малыш вдруг не ударился при падении. Но все эти приспособления не нужны ребенку, убеждена Анна Демина.
— Природой заложено так, что падая с высоты своего роста, ребенок не способен принести себе значительного вреда. Наоборот, так он учится управлять собственным телом. А дополнительные приспособления искажают восприятие собственного тела, мешают малышам становиться ловкими и аккуратными. А потом родители удивляются, почему дети постоянно ударяются обо что-то, не чувствуют опасности.Музыкальные и интерактивные игрушки
Психолог уверена, что многие современные игрушки направлены не на развитие ребенка, а на то чтобы его развлечь и переключить внимание.
— Я говорю о громких музыкальных игрушках, которыми сейчас завалены полки магазинов. Эти игрушки развлекают ребенка, но никак не развивают у него мышление, не учат его концентрировать внимание, не делают его более наблюдательным. Такие игрушки очень просты: достаточно нажать на кнопку, чтобы включилась музыка. Совсем другое дело — игрушечные музыкальные инструменты (бубен, маракас, барабан). Чтобы получить звук, ребенок должен выполнить достаточно сложные для него действия: подуть, постучать палочками, побить ладошкой. Благодаря этому у него развивается речевой аппарат, а также крупная и мелкая моторика.
Источник фото: pixabay.com
Не вызывают восторга у психолога и всевозможные интерактивные игрушки — куклы или животные, которые поют песни или рассказывают сказки после нажатия на кнопку. По мнению Анны, пользы от них немного. Ребенок просто нажимает на кнопки и переключает внимание вместо того, чтобы выполнять более сложные действия и извлекать тем самым результат из игры с окружающими предметами или простыми игрушками.
— Ребенок, у которого много интерактивных и музыкальных игрушек, быстро начинает скучать, не знает, чем себя занять, требует все больше и больше легких впечатлений и развлечений. При этом он не готов прикладывать усилия, а постоянно дергает родителей: просит их внимания, требует, чтобы его развлекали. А все потому что он не научился выполнять какие-то простые действия и сам себя развлекать простой игрушкой. Вроде бы ребенок подрос, с ним должно стать легче, но этого не происходит. И это проблема современности, на которую родителям стоит обратить внимание.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Вспоминая детство…
Если вам не удается что-то запретить, узаконьте это, но в определенных рамках. Рисовать на стене можно, но только на одной.
Коляска
Многие семьи с маленькими детьми не представляют свою жизнь без коляски. Психолог советует использовать ее как можно реже, при острой необходимости.
— До 6-8 месяцев долгое пребывание в коляске может стать испытанием для психики ребенка. Природой заложено так, что ребенок должен быть рядом с мамой: чувствовать ее запах и тепло. Тогда он находится в состоянии спокойствия, потому что мама — гарант его безопасности. А если ребенок постоянно чувствует себя в опасности и напряжении, у него закрывается познавательный интерес (согласно пирамиде Маслоу). Как альтернативу я советую использовать слинги, в которых малыши находятся рядом с мамой и чувствуют себя комфортно. Источник фото: pixabay.com Когда ребенок подрастет, психолог тоже советует не удерживать его в коляске, ведь ограничение двигательной активности тормозит его развитие.— Использовать коляску можно только как быстрый транспорт, когда нужно добраться до площадки или сходить в магазин, но не стоит возить в ней ребенка по 2 часа.
Понятно, что отказаться от всех «гаджетов», которые придуманы для удобства родителей, будет сложно. Психолог советует хотя бы ограничивать использование этих вещей по времени, чтобы не нанести вреда физическому и психическому здоровью ребенка.
Быстрая связь с редакцией [email protected]Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
Обсуждение


Andkr 11.01.2021 в 11:40

1

Who_knows 11.01.2021 в 12:33
2
