Секретный язык маленьких детей: что значит их поведение
Секретный язык маленьких детей: что значит их поведение
Мальчик победил рак, но без операции и нового протеза может потерять ножку
Мальчик победил рак, но без операции и нового протеза может потерять ножку
Мне стало неинтересно жить, а пандемия этот интерес вернула
Мне стало неинтересно жить, а пандемия этот интерес вернула
"Цифровой переворот" Грефа: Русское образование решено добить за 10 лет
"Цифровой переворот" Грефа: Русское образование решено добить за 10 лет

«Детство закончилось». Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Сегодня все школы распахнут свои двери для детей. Первоклассники сядут за парты со своими будущими друзьями, познакомятся с первым учителем и узнают, что такое уроки. Новый коллектив, новые правила и новый взрослый человек — все это появится в жизни вчерашних сорванцов. Как легко пройти процесс адаптации? Как родителям понять, что все прошло успешно? И стоит ли бить тревогу, если адаптация затянулась? Читайте советы детского и семейного психолога Марьяны Синичкиной-Петровой.

Какие изменения происходят в жизни первоклассника?

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым условиям, которые каждый первоклассник переживает по-своему. Иногда эта проблема растягивается на годы, потому что любая адаптация — процесс сложный и многослойный, рассказывает психолог.

Часто родители забывают о том, как много изменений происходит в жизни ребенка в этот период. А изменения следующие:— Социальная позиция — ребенок становится учеником. И это совсем не просто. Вспомните, например, как вы пришли на свое первое рабочее место. Наверняка, вам было волнительно. А ведь вы были уже взрослым человеком. Представляете, что творится с вашим 6-7-летним малышом?

— Социальное окружение — новые дети и учителя. Опять же, вспомните себя в новом коллективе, когда приходится налаживать новые связи и коммуникацию. Непросто, верно?



— Ведущая деятельность — игра — заменяется обучением. И тут очень важно, чтобы ребенку хотелось учиться, чтобы он уже «дозрел» до этого, а также чтобы переход от игры к обучению был плавным и параллельным. Идеально, если учителю и родителям удастся внести элементы игры в процесс обучения.

Успешность начинает зависеть от успеваемости. Играл себе малыш, и все были довольны. И вдруг от него начинают требовать, чтобы он приносил какие-то результаты. Если при этом учеба ребенку не нравится, он перестает понимать, что происходит и чего от него все хотят.

Приходится сдерживать двигательную активность. Одно из самых тяжелых испытаний для первоклассников. К слову сказать, в подавляющем большинстве западных стран этому испытанию детей не подвергают. В первых классах могут даже отсутствовать парты — дети свободно перемещаются по кабинету. И знаете, это совсем не мешает им «грызть гранит науки».

Учите отдавать, а не только получать. Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно. Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни. Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

Другие трудности, с которыми может столкнуться ребенок

Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, которые также могут осложнить процесс адаптации, говорит психолог.

Первокласснику будет труднее:

1. Если у ребенка не сформирована произвольность поведения — ему трудно усидеть за партой, подчиняться режиму, правилам.

В детском саду были одни правила, в школе — другие. Иногда дети не понимают, почему их заставляют находиться на одном месте "от звонка до звонка". Важно, чтобы родители не торопились со школой. Если ребенок не готов к новым правилам, возможно, стоит подождать еще один год?

2. Если ребенок боится школы — страх не дает получать удовольствие от процесса.

Часто можно услышать фразы: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут, где раки зимуют» или «Детство закончилось». Не стоит запугивать ребенка. Если у него позитивные ожидания от школы, процесс адаптации пройдет легче.

3. Если у ребенка не получается наладить отношения с одноклассниками.

Когда в один класс попадают ребята из старшей группы детского сада, вместе им проще адаптироваться к школе. Если ребенок оказался один в новом коллективе, а ему при этом непросто заводить новые знакомства, нужно ему помочь. Например, устраивать совместные праздники с одноклассниками.

Источник фото: pixabay.com

4. Если к ребенку предъявляются завышенные или усредненные требования.

Об этом сейчас много пишут и говорят, но родители все равно продолжают настаивать на своем. Настраивают ребенка на то, что надо учиться на «десятки», а «восьмерки» — это плохие оценки. Делают акцент ошибках, а не на том, что у ребенка получается без проблем.

В американской системе обучения выделяют правильные ответы. Даже если всего один ответ будет верным, у ребенка создается ощущение, что он способен к обучению. У нас же все сосредоточены на ошибках, как будто нам неважно то, что сделано хорошо.

5. Если отсутствует внимание к личностным особенностям (темпераменту, типу нервной системы, интересам и т.д.) ребенка.

Один ребенок — медленный, другой — быстрый. Один ребенок хорош в математике, а другой — в русском языке. «Быстрым» родителям очень хочется поторопить «медленного» ребенка, сделать все за него, но здесь важно учитывать темперамент и особенности ребенка. Представьте, каково ему, если весь класс уже понял новую тему, а он еще нет — ему нужно больше времени. Важно, чтобы родители принимали своего ребенка таким, какой он есть.

Поощряйте общение. Поддерживайте ребенка, когда он приглашает друзей. Когда ваши двери открыты для его друзей, это превращает дом в важнейшее место вашей семейной жизни, и дает возможность дольше оказывать влияние на ребенка.

6. Если ребенку скучно (уровень подготовленности значительно выше среднего).

Некоторые дети грустят в первом классе, потому что их "натренировали" до школы. Не переборщите с подготовкой к школе, не решайте примеры, которые дети изучают только в следующем классе. Это может навредить.

7. Если ребенку «не подходит» учитель и его стиль обучения.

Важно выбирать не конкретную школу или гимназию, нужно искать для ребенка в первую очередь хорошего педагога, который зарекомендовал себя в учительской среде. Тогда процесс адаптации пройдет гораздо легче.

Как пережить новый этап родителям?

Психолог обращает внимание на то, что родителям первоклассников тоже приходится непросто.

Основные трудности, с которыми мы сталкиваемся, когда ребенок идет в школу:

  • Изменение режима дня — приходится вставать раньше, кормить ребенка завтраком, помогать с уроками.
  • Психологическое состояние малыша — тревожность, капризность, конфликты, часто родители к этому не готовы.
  • Приучение к самостоятельности — нужно учить ребенка собираться в школу, записывать домашнее задание, следить за своими вещами.
  • «Неуспешность» ребенка по сравнению с одноклассниками — это может вызывать у родителя чувства вины и стыда.
  • Родительские группы в мессенджерах — отнимают много времени и нервов.

Важно понимать, что изменения неизбежны, и морально подготовиться к ним.

Советы психолога, как помочь ребенку адаптироваться:

  • Не перебарщивайте с подготовкой к школе. Дайте малышу наиграться.
  • Не торопитесь отдавать ребенка в школу. Если он прекрасно читает, но не может усидеть на одном месте дольше 5 минут, школа станет для него мучением.
  • Подбирайте учителя, а не школу. Он должен понимать детей, а не видеть перед собой только учебные планы.
  • Относитесь позитивно к школе, учителям и одноклассникам. Только тогда ваш малыш сможет получать от учебы удовольствие.
  • Вводите дома элементарные правила и настаивайте на их выполнении. В таком случае ребенку будет легче принять авторитет учителя и школьной системы.
  • Постарайтесь быть свободнее в первые месяцы учебы. Вам всем нужно адаптироваться к новым условиям.
  • Познакомьте малыша со школой. Класс, туалет, раздевалка. Пройдите весь его ежедневный путь, ответьте на все вопросы.
  • Попробуйте договориться с учителем о физкульт-минутках и активности на переменах. Поищите варианты, подходящие и детям и школе. Поверьте, это важно.
  • После школы говорите НЕ про школу, по крайней мере, не только про нее.
  • Предоставьте малышу разумную самостоятельность при выполнении домашних заданий. Не просит — не вмешивайтесь, просит — помогите.
  • Приучайте ребенка к ответственности за свои вещи. Пусть составит список того, что необходимо взять в школу, потом соберет вещи по списку. Придумайте какой-нибудь ритуал перед выходом из школы, например, проверить, взял ли форму и т.п.
  • Защищайте малыша в случае возникновения конфликтов. Но только в тех случаях, когда он не может разобраться сам.
  • Принимайте своего ребенка безусловно. Это значит без всяких условий. Не надо фраз: если ты принесешь «десятку», я буду в хорошем настроении (буду довольна тобой / у тебя все сложится в жизни). В этом случае у малыша на всю жизнь останется ощущение, что он должен что-то сделать, чтобы его любили Не надо так! Любите его независимо от оценок. А если у ребенка не получается хорошо учиться, спросите, чем вы можете ему помочь. Если учеба ребенка становится важной частью вашей жизни, и вы не можете смириться с восьмеркой — сходите на консультацию к психологу. Ребенок тут явно ни при чем.
  • И последний пункт — оставьте малышу МНОГО свободного времени. Без кружков и заданий на каникулы. Или дайте ему задание, которое получают на каникулы немецкие школьники.

Как понять, что адаптация прошла успешно?

Марьяна говорит, что нужно обращать внимание на то, с каким настроением ребенок идет в школу.

— Есть дети, которые плачут по утрам до окончания детского садика. Конечно, процесс адаптации у такого ребенка займет больше времени. Нельзя сказать, что если за 3 месяца первоклассник не адаптировался — надо бить тревогу. И наоборот, если спокойный первый месяц еще ничего не значит — проблемы могут проявиться и позже. Следите за тем, как ведет себя ребенок, какое у него настроение по утрам. Трудности бывают в любом коллективе, и это нормально, но если в целом ребенку нравится ходить в школу, значит, процесс адаптации проходит успешно.

Как не допустить возникновение детских страхов: Рассказывайте ребенку о своих детских страхах. И обязательно поделитесь секретами, как вы их победили. Кроме того говорите ребенку, что он в безопасности, что вы его защищаете и любите.

Как у вас и вашего ребенка прошел процесс адаптации?

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен. Автор: Ольга Давлетбаева

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: