Современные дети «погружены в культуру неуважения»!
Современные дети «погружены в культуру неуважения»!
Беларусь получила в долг 150 миллионов долларов на модернизацию образования. Как потратят эти деньги?
Беларусь получила в долг 150 миллионов долларов на модернизацию образования. Как потратят эти деньги?
5 причин, почему современные дети стали более грубыми и дерзкими
5 причин, почему современные дети стали более грубыми и дерзкими
Причина плохого почерка – современная шариковая ручка
Причина плохого почерка – современная шариковая ручка

Французская школа: нет домашних заданий, с учителем на “ты”, а вши - норма жизни

“Если бы меня спросили, какое самое главное преимущество во французской школе, я бы сказала - отсутствие стресса и какого бы то ни было напряжения”, - рассказывает Лариса Кисель. Три года назад она с семьей из Минска переехала во Францию (Марсель), а ее старшая дочка Настя пошла учиться в местную школу. О жизни во Франции Лариса подробно рассказывает на своей странице в Фейсбук, а с нами она разговаривала о системе французского школьного образования.

Источник фото: архив героини


Начну с того, что наша история - это только наша история. В разных школах Франции организация учебного процесса может быть разной. И если я очень довольна школой, то многие родители так же не довольны ею.

Но знаю одно: изменить ситуацию всегда можно. Дети закрепляются за школами по месту жительства, поэтому если бы нас что-то не устроило, мы бы просто переехали жить в тот район, где школа бы нас устраивала.

Выходной в среду, никаких домашних заданий, перемены - на улице

Французский учебный год длится с 1 сентября по 7 июля. Мне это нравится. Во-первых, за время каникул ребенок не успевает забывать все, что учили в школе. А во-вторых, учебный процесс организован так, что дети совершенно не переутомляются.

Обычно, уже в середине июня написаны все контрольные и последние недели у детей в школе - сплошные развлечения, праздники и интересные мероприятия.

А в течение учебного года дети отдыхают больше, чем белорусские школьники. Каникулы у младших школьников здесь не 3, а 4 раза, а учебная неделя состоит из четырех дней: в среду, субботу и воскресенье - выходные.



Что дает нам пауза в середине недели? Передышку. Дети в этот день отсыпаются, ходят на кружки, занимаются любимыми делами. Я тоже беру выходной, чтобы побыть с ними. Кроме того, в этот день есть возможность подлечить легкие сопли и не усугубить их перегрузкой.

В школе ученики проводят почти весь день: с 8.30 до 16.30. Уроки длятся не 45 минут, а час-час двадцать. Но переутомления нет: дети успевают отдохнуть на переменах, каждая из которых длится не меньше 20 минут. Кроме того, в середине дня есть двухчасовой перерыв на обед: с 11.30 до 13.30.

Поставьте перед собой и перед ребенком цель. Сделайте перечень тех занятий, к которым вы бы хотели вызвать интерес у ребенка. Предложите ему пробные занятия, чтобы вы вместе с ним могли понять, что именно может вызвать интерес у ребенка. Затем постарайтесь прояснить для себя, в чем именно суть проявленного интереса, что именно нравится в танцах, чем именно привлекают животные. В будущем дочь может стать отличным тренером, а сын дрессировщиком или ветеринаром, а может он начнет рисовать анимационные мультфильмы про животных…

Во время перемен никто не сидит за партой или в телефоне: абсолютно все перемены дети проводят в школьном дворе за активными играми. Даже в дождь дети выходят на улицу: большие навесы не дают промокнуть, а грифельные доски на всю стену не дают маяться от безделья.

Никакого четкого расписания и оранжевая карточка помощи

Учебный процесс во французской школе происходит через полное погружение. Например, здесь нет учебников по литературе: дети просто читают книги целиком, а в классе их обсуждают и иллюстрируют (это обязательная часть). В новом Законе об образовании значится, что первоклассники в этом году должны прочесть 10 книг за год, и дальше - по нарастающей. Но какие книги читать, выбирает учитель. В прошлом году учитель дочки - поклонник Гарри Поттера - делал акцент именно на Поттериане.

Задачи по математике - максимально приближены к жизни и всегда вынуждают детей задавать дополнительные вопросы и расширять свое представление о мире. Очень много задач про деньги: эта тема не табуирована, ведь правильно распоряжаться деньгами - весьма полезный навык для детей.

Вот пример одной из задач для третьего класса:

Ресторатор в течение недели продал 106 обедов по 24 евро. Себестоимость одного обеда - 16 евро. Вычисли: 1. Выручку за неделю. 2. Себестоимость всех проданных обедов. 3. Прибыль ресторатора.

Заниматься одним предметом дети могут весь день. Строгого расписания в младшей школе нет, дети не всегда знают, какие уроки их ждут сегодня. Учитель тоже не всегда знает: ориентируется по тому, как дети усваивают материал. Поэтому работают столько, сколько нужно для достижения результата.

Французская школа работает на энергии учеников. Постоянно идет парная работа: сильные объясняют тему слабому. И помощь от учителя приходит только после того, как были испробованы все другие варианты. Так, у каждого ребенка есть оранжевая карточка помощи.

Источник фото: архив героини

Подняв ее, ученик обозначает, что нуждается в помощи учителя. Самое "вкусное" на оборотной стороне: я уже перечитал задание 2 раза; я уже использовал любую другую помощь (имеется ввиду правила учебника, подсказки на полях); я уже попросил помощь у двух друзей.

Школа будто этим говорит: “Помощь есть. Она надежная и солнечная. Но я в тебя верю. И вполне может быть, что ты справишься сам”.

Контрольные - для учителя

Зато дома дети отдыхают: домашних заданий почти не задают. Большинство родителей даже не представляет, как выглядят учебники: они - как и многие канцтовары и тетради - находятся в школе, хранятся в партах учеников.

Тем не менее, контрольные проводят довольно часто - после каждой темы. Но контрольные здесь нужны для того, чтобы учитель понял, насколько усвоен материал классом.

Не жалеем тут же, если отругал отец, держим нейтралитет… хотя бы некоторое время.

Ни одному школьнику здесь в голову не придет пытаться прыгать выше своей головы, догадываться или списывать, чтобы любой ценой получить более высокую оценку.

Учитель сам просит детей делать только то, в чем они уверены, с чем они действительно могут справится. И в результате - получает реальную картину уровня знаний класса. Исходя из нее действует дальше. Иногда к нам в родительский чат приходили такие сообщения: “Не волнуйтесь, но к следующей теме пока не переходим: 30% учеников материал не усвоили”.

Оценок нет, но есть внимание к прогрессу

Оценок в белорусском понимании в начальной школе Франции нет. Но раз в три месяца родителям присылают документ, где можно увидеть, как ребенок усвоил те или иные компетенции.

Обратите внимание - не предмет в целом, а его составные части. И это правильно. Ведь в “отлично” по языку может сидеть блестящее знание орфографии, но полное неумение писать сочинения. А во Франции родитель видит, что, например, ребенком хорошо усвоено чтение и письмо, а интерпретации письменного текста надо уделить больше внимания.

И еще один момент: нет оценочного давления в виде “отлично”, “удовлетворительно”, “хорошо”. Здесь другие критерии: “усвоено с опережением”, “усвоено”, “усвоено частично”, “не усвоено”. Кажется, такая мелочь - просто другая формулировка. Но насколько сильно она разгружает детей и родителей.

Источник фото: архив героини


Кроме этого, родитель получает письменную характеристику ребенка. Строится она на эволюции ребенка. Вот какую характеристику получила я в конце прошлого года:

Настя невероятно эволюционировала. Она получила хорошие результаты, несмотря на то, что сомневается в себе. Она могла бы больше себе доверять.

А еще у ребенка есть возможность повысить успеваемость в одном предмете за счет другого. Это называется “бонус”. Например, у ребенка есть два бонуса за блестяще выполненное задание по литературе. Их он может использовать в математике, повысив себе балл за проверочную работу. Это стимулирует детей заниматься теми предметами, которые получаются хорошо, и знать, что за счет одного можно компенсировать недостатки в других областях.

Но если у ребенка не получается справиться с программой, никто не переживает. Остаться на второй год здесь - не позор. И не такая уж редкость. Если ребенок не усвоил предметы, он спокойно остается и учит их еще раз. Распространена также такая система: ребенка переводят в следующий класс, но некоторые уроки он посещает в классе ниже.

С учителем - на “ты”, а с директором - игры во дворе

В государственной школе, в которую ходит моя дочь, директор каждое утро встречает учеников у ворот школы. В джинсах ,кроссовках и обычном свитере - с неизменной улыбкой на устах. Он помнит всех по именам, подбадривает, утешает, более того идет с ребенком к учителю, если видит, что ребенок сильно волнуется по поводу предстоящей контрольной.

Научите своих детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.

На переменах он тоже на улице с детьми. И может запросто поиграть с ними в догонялки и прятки.

Взаимоотношения с учителем здесь строятся на доверии. Дети называют учителя на "ты". Часто даже обращаются не по имени, а просто “учительница”.

Как объясняет директор школы, это осознанный шаг, чтобы между учителем и ребенком не было пропасти, чтобы малыш воспринимал педагога как близкого человека.


Учительница регулярно говорит дочке:

Настя, я здесь - для тебя. Не ты для меня, а я - для тебя. Ты всегда можешь что-то спросить у меня. Я здесь, чтобы помочь тебе.

Учитель меняется у детей каждый год. Это учит их не привязываться и не привыкать к одной методике преподавания. А еще не слишком переживать в случае, если с педагогом не повезло: в конце года ты стопроцентно скажешь ему "адье".

Недостатки тоже есть...

Есть, конечно, недостатки во французской школе. Из самых явных - вши. Это - норма жизни. Как бы между прочим в детских дневниках появляется сообщение о том, что необходимо проверить и пролечить детские головы, ибо нашествие началось.

Детей могут запросто усадить на холодный асфальт во время какого-то концерта. Про уровень английского в начальных классах лучше молчать.

Но со всем этим можно справиться. Все недостатки перевешивает главное преимущество - отсутствие стресса и какого бы то ни было напряжения в школе.

Автор: Лариса Малахова