«Дети сидели на уроках в куртках». Читатели жалуются на холод в некоторых школах
«Дети сидели на уроках в куртках». Читатели жалуются на холод в некоторых школах
Мои прогнозы школьного образования начинают сбываться
Мои прогнозы школьного образования начинают сбываться
Должны ли врачи мыть руки и снимать обувь, приходя на дом? Мнения родителей и медиков
Должны ли врачи мыть руки и снимать обувь, приходя на дом? Мнения родителей и медиков
Самый вкусный творожный десерт с желатином станет достойной заменой выпечке
Самый вкусный творожный десерт с желатином станет достойной заменой выпечке

Как научить детей эмоциональной грамотности

В современном мире дети, особенно школьники, становятся менее чуткими и восприимчивыми. Поэтому американские педагоги добавили в школьное расписание еще один предмет – эмпатию. Как такое возможно и что дает?

Как развивать эмпатию у детей

Двухлетний малыш нежно гладит маму по заплаканному лицу. Школьник хлопает по плечу расстроенного друга и говорит: "Все наладится". Увидев напряженное лицо деда, подросток спрашивает: "Ты устал, дедушка? Хочешь, я тебе помогу?"

Все это — примеры эмоционального интеллекта, способности распознавать свои и чужие эмоции. В работе с маленькими детьми я называю его умением настроиться на чувства. Эмоциональный интеллект — не дар, а навык, то есть ему можно учить с двух-трехлетнего возраста… Его основа закладывается еще раньше.

Эмоциональная грамотность — ключ к эмпатии. Чтобы ее проявлять, надо понимать, что чувствуете вы сами или другой человек, и потом настроиться на чувства. ("Она улыбается… значит, рада?", "Она ссутулилась… наверное, устала?", "Мне грустно потому, что ему грустно…".)

Лучший учитель - младенец

Как-то раз старший инспектор по учебному округу посоветовал мне: "Сходите на занятия третьего класса, у нас замечательная методика преподавания эмоциональной грамотности".

На следующий день я присоединилась к двадцати шести восьми- и девятилеткам. Они расселись вокруг большого зеленого покрывала и ждали своего необычного учителя.

"Интересно, он сегодня будет улыбаться?" — спросил один мальчик. "Надеюсь, он обрадуется нам", — откликнулся другой. "Сидите спокойно, а то напугаете его, — распорядилась девочка. — Джошуа надо к нам привыкнуть".

Я заверила учеников, что тоже буду вести себя хорошо.

В класс вошла женщина с ребенком, и дети запели приветственную песню: "Привет, малыш Джошуа, как твои дела? Привет, малыш Джошуа, что сегодня нового?"

Мать младенца — волонтер программы — положила сына на покрывало. Это был третий визит Джошуа с начала учебного года, и дети поразились, как сильно он изменился всего за несколько недель! В рамках программы Мэри Гордон "Корни эмпатии" предполагалось еще шесть таких встреч. Не умеющий говорить семимесячный младенец провел блестящий сорокаминутный урок эмоциональной грамотности!

Разделите для себя в первую очередь отношение к своему ребенку и к его поступкам.

Школьники считывали и интерпретировали эмоции Джошуа, наблюдая за его мимикой, языком тела и звуками.


"Как вы думаете, как Джошуа чувствует себя сегодня?" — поинтересовалась у детей специально обученный инструктор программы. Такая формулировка помогла ученикам подобрать название эмоциям младенца и понять собственные. "А почему вы раздражаетесь? А когда вы расстраиваетесь?"

Затем инструктор задала детям вопрос о чужих чувствах: "Как понять, когда другой человек расстроен? Как помочь другу, если он волнуется?"

Ученики анализировали, наблюдали и размышляли об эмоциональных состояниях — идеальный пример чуткости по отношению к другому! Потом инструктор предложила классу внимательнее присмотреться к ребенку. "Джошуа не может сказать, чего он хочет, но может показать это языком тела. О чем он думает?"

"Он изучает нас", — сказал один ученик. "Смотрите внимательно, — ответила инструктор. — Что он чувствует, как вам кажется?" — "Наверное, волнуется", — ответил другой ученик. "Смотрите, — воскликнул кто-то, — он сжал кулачки".

"Давайте улыбнемся ему, чтобы он понял, что все в порядке!" Все расплылись в улыбке, как чеширские коты. И не напрасно: разглядев доброжелательные лица, Джошуа улыбнулся в ответ. "Джошуа учится эмпатии", — прошептал мальчик рядом со мной.Как научить детей распознавать чувства

Что дает обучение эмоциональной грамотности

С тех пор я посетила несколько занятий программы "Корни эмпатии" и весьма плодотворно общалась с десятками инструкторов, родителей и учителей. Найден гениальный способ показать детям, как быть добрее, и это подтверждают комментарии школьников.

"В программе я узнала, что у всех разные чувства и надо уважать чужую индивидуальность", — так высказалась десятилетняя девочка. Одиннадцатилетний мальчик сделал похожий вывод: "В программе меня учили, что даже если люди отличаются от нас внешне, это не значит, что внутри они не такие, как мы".

С 2000 года в сравнительных и рандомизированных контролируемых исследованиях оценивали изменения поведения до и после участия в программе "Корни эмпатии". Независимые испытания проводились на трех континентах. В крупном исследовании Университета Британской Колумбии при сравнении участников программы с контрольной группой было отмечено: "проактивная агрессия" (хладнокровный напор для получения желаемого) снизилась на 88%. Несомненно, это феноменальное достижение — особенно в контексте школьного буллинга.

Как не допустить возникновение детских страхов: Рассказывайте ребенку о своих детских страхах. И обязательно поделитесь секретами, как вы их победили. Кроме того говорите ребенку, что он в безопасности, что вы его защищаете и любите.

Оказалось, что эмоционально грамотные дети сообразительнее, добрее, счастливее, они унывают реже, чем их сверстники. Значимость эмоционального интеллекта для успеха в будущем регулярно подтверждается. Исследования в разных странах показывают: дети, умеющие распознавать чувства по невербальным сигналам, более уравновешенны, популярны, чаще общаются с друзьями и в целом восприимчивее. Также у эмоционально грамотных детей физическое здоровье и успеваемость лучше, чем у тех, кто не умеет распознавать чувства окружающих.

Как научить детей эмпатии

Программу "Корни эмпатии" основала в 1996 году Мэри Гордон — милая, обаятельная женщина из Ньюфаундленда с мягким голосом. Она начинала с профессии воспитателя детского сада. Идея программы возникла у нее в ответ на проявления насилия к детям, замеченные ею во время работы с семьями. Гордон также заметила, что младенец может изменить жизнь другого ребенка, и рассказала мне про мальчика по имени Даррен. Он учился в восьмом классе, дважды оставался на второй год и поэтому был старше одноклассников. Мать Даррена убили на его глазах, когда ему было четыре года, и он скитался по детским домам. Он всем демонстрировал, что крутой — выбритый затылок с татуировкой, а над ним хвост, — но в глубине души был ранимым. На одном занятии программы в классе Даррена мать шестимесячного Эвана рассказала, что тот не любит обниматься. К всеобщему удивлению, Даррен попросил разрешения взять малыша на руки. Мать насторожилась, но позволила. "Даррен отнес его в уголок и несколько минут укачивал, — рассказала Гордон. — Потом вернулся и спросил женщину: “Как вы думаете, могу я стать хорошим отцом, если меня никто не любил?”". Гордон поняла, что неравнодушие, забота и человечность связаны с тем, какие у ребенка складываются отношения в детстве. Ей пришло в голову, что эмпатию надо почувствовать, чтобы научиться ее проявлять. А для этого надо уметь описывать свои чувства к окружающим. Раз ее подопечные не получали достаточно эмпатического опыта дома, она решила предоставить им такую возможность в классе, пригласив мать с младенцем. Гордон много говорила об эмоциональной грамотности: "Это не менее важно, чем уметь читать. Не осознавая собственные чувства, не умея подобрать к ним слова и понять, что чувствуют другие, мы одиноки. Именно поэтому мы преподаем детям эмоциональную грамотность: учим их называть свои чувства, взаимодействуя с малышами". Мэри Гордон нашла идеальный способ научить ребенка распознавать, интерпретировать и разделять чужие чувства на примере младенцев.
Через "Корни эмпатии" и занятия с малышами прошли более 800 000 детей из десяти стран. Я посетила начальную школу Мори, одну из пяти в Вашингтоне, где проходит программа. Результаты очень заметны, особенно среди десятилетних школьников. Кейн — один из детей, принимающих участие в программе. Он живет в самом бедном и неблагополучном районе, и гулять после школы ему не разрешают (некоторые дети боятся Кейна). По его словам, в первые годы в школе "не все шло гладко". "Раньше все не были такими милыми, а теперь стало по-другому", — сказал он. "А как стало?" — спросила я. "Когда принесли маленького, все изменились. Стали добрее, что ли, — ответил Кейн. — Когда есть эмпатия, проще быть хорошим".

Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: