Как испортить отношения с ребенком: 5 вредных советов
Как испортить отношения с ребенком: 5 вредных советов
Сколько уколов от бешенства делать, если укусила собака?
Сколько уколов от бешенства делать, если укусила собака?
Как мы с сыном участвовали в Чемпионате мира по футболу
Как мы с сыном участвовали в Чемпионате мира по футболу
Тест на косоглазие. Офтальмолог о том, какие болезни может выявить 3D-кино
Тест на косоглазие. Офтальмолог о том, какие болезни может выявить 3D-кино

Как развивать связную речь

Каждый ребёнок должен научиться говорить развёрнутыми предложениями, точно формулировать мысли, логически строить высказывания. Такие навыки необходимы для успешного обучения в школе.

Связная речь начинает развиваться примерно с 3-летнего возраста, а самое активное её формирование проходит в период с 5 до 7 лет.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития связной речи. Очень важно понимать, что речь ребёнка развивается только в процессе живого общения. Поэтому лучше развивать речевые навыки в свободном общении с малышом, во время игр и бытовых дел.

1. Возраст с рождения до 1 года.

• С первых дней жизни разговаривайте с малышом, в процессе кормления, купания, одевания называйте все свои действия и предметы.

Показывайте крохе звучащие игрушки, играйте с ними – это будет способствовать развитию слухового внимания у ребёнка.

2. Возраст от 1 до 2 лет.

• Не забывайте, что ваша речь является образцом для ребёнка. Поэтому продолжайте всё называть и комментировать.

Читайте детские книги с яркими картинками, просите, чтобы малыш показал на картинке то, о чём вы прочитали.
Повторяйте новые слова по несколько раз. • Вовлекайте ребёнка в простые сюжетные игры (укачиваем куклу, загоним машину в гараж) и озвучивайте все действия в процессе игры.

Угроза наказания только настраивает детей против родителей и побуждает их к бунту.

3. Возраст с 2 до 3 лет.

• Обязательно объясняйте то, что интересует вашего малыша, отвечайте на его вопросы.

• Читайте стишки и сказки, в которых есть неоднократно повторяющиеся слова и фразы: «Репка», «Колобок» и др. Просите ребёнка, чтобы он повторял эти слова вместе с вами после нескольких прочтений.

• Просите малыша рассказать о том, что он видит сейчас, чем занимаются его близкие, что он сам делает. Это хороший приём для развития связной речи.

Давайте ребёнку поручения, состоящие из нескольких действий. Например: «Возьми газету и отнеси папе». Такие поручения развивают слухоречевую память и понимание речи.
Пойте весёлые песенки вместе с крохой, отстукивая или отхлопывая их ритм.

4. Возраст с 3 до 7 лет.

Рассматривая какой-нибудь предмет, задавайте малышу вопросы: «Какой он по размеру? Какого цвета предмет? Какой по форме? Из какого материала сделан?» и др. Отвечая на такие вопросы, ребёнок научится составлять описательные рассказы. • Научить ребёнка пересказывать поможет приём, который называется «отражённый пересказ». Используя данный приём, взрослый начинает говорить фразу («В некотором царстве, в некотором…»), а ребёнок заканчивает.

Совет детского психолога: Будьте готовы к новым вызовам и испытаниям в жизни ребенка. Чтобы ребенок был уверен в себе, родителям следует показывать, что независимо от того, каким страшным и тяжелым может показаться испытание, он все преодолеет.

Следующий приём – пересказ по наводящим вопросам. Дети с удовольствием пересказывают сюжеты, которые захватывают их эмоционально. Задавайте вопросы по сюжету любимой сказки или мультфильма, спектакля или циркового представления, и ребёнок всё подробно перескажет вам.

• Для развития связной речи хорошо использовать ряды сюжетных картинок (их можно вырезать из детских журналов). Возьмите картинки, перемешайте, попросите малыша разложить их в правильной последовательности и рассказать, что получилось.

Можно предложить ребёнку стать «телевизионным ведущим». Для этого нужно дать ему в руки «микрофон» и попросить взять интервью у членов семьи.

Заранее подскажите вопросы, которые может задать малыш своим близким. Например: «Какое твоё любимое блюдо? Какая книга тебе больше всего нравится?» и т.д.

• Можно читать малышу перед сном книгу с условием, что ему приснится другое окончание прочитанного рассказа или сказки, а утром малыш вам его расскажет.

Не забудьте поощрять своего ребёнка улыбкой и похвалой за любой, даже небольшой успех, и у вас всё получится.

Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: