Всеукраїнська школа онлайн: готуємо дитину до дистанційного навчання
Всеукраїнська школа онлайн: готуємо дитину до дистанційного навчання
О счастье, чудесах и неприятностях: Самые запоминающиеся цитаты Ганса Христиана Андерсена
О счастье, чудесах и неприятностях: Самые запоминающиеся цитаты Ганса Христиана Андерсена
Украинский ведущий Андрей Данилевич стал отцом третьего ребенка
Украинский ведущий Андрей Данилевич стал отцом третьего ребенка
Куда звонить при коронавирусе
Куда звонить при коронавирусе

КАК воспитывать ребенка, не ругаясь, не наказывая, не приказывая и не запрещая

Мы очень часто не замечаем, как предлагаем детям невыгодные демотивирующие, разрушающие наш авторитет условия, от которых они не могут отказаться. А мы бы от такого договора просто были бы в шоке.

КАК воспитывать ребенка, не ругаясь, не наказывая, не приказывая и не запрещая

Например, можно ли не взять ребенка в поездку, если он плохо учился? Я спросила, можно ли не взять в поездку папу, если он провалил дедлайн? Например, если бы работодатель сказал нам, что эта работа должна быть выполнена, а иначе он нас выпорет. Или что мы должны мыть посуду за всем офисом, потому что он очень устает, и его работа более важна, чем наша. Мы сами выросли в условиях обязанностей и долгов и не замечаем, что эти обязанности и долги были просто-напросто придуманы в наших семьях или на нас спихнули какие-то вещи, на которые у родителей не было сил, интереса, времени или денег.

Как наказывать и поощрять детей

Дети не обязаны нам помогать по дому, не обязаны учиться, не обязаны о нас заботиться или забирать младших из садика Иногда это является условием выживания семьи. Но это все равно совсем иное, нежели "ребенок должен". Разные вещи: "у нас нет денег на то, чтобы платить за уроки иврита в продленке, поэтому мы ищем педагога-волонтера" и "ты - учитель на пенсии, ты обязана пойти волонтерить в продленку".

Понятное дело, что приказывать легче, чем договариваться, заставлять проще, чем мотивировать и искать подход, а навесить на человека долг проще, чем быть должным самому (например, не "ребенок должен учиться", а "долг родителя - помочь ребенку получить образование").

Но тут лежит та самая разница, которая определяет подход родителя, его цели и ценности, которые в свою очередь формируют климат семьи - и, конечно, влияют на то, каким вырастет ребенок.

Дети прислушиваются к родителям, когда родители прислушиваются к детям.

КАК воспитывать ребенка, не ругаясь, не наказывая, не приказывая и не запрещая

Как же воспитывать ребенка, не ругаясь, не наказывая, не приказывая и не запрещая?

  • Во-первых, с трудом, потому что то и дело оказываешься на незнакомой территории, где непонятно, как себя вести.
  • Во-вторых, с трудом, потому что мы живые и не всегда хотим договариваться с ребенком про то, чтобы он чем-то нам помог или что-то сделал, а хотим наорать или приказать, или сжечь все это, переехать в Черногорию и открыть маленький отель для бездетных туристов.
  • В-третьих, с трудом, потому что мы-то остаемся должны, и порой эта ситуация кажется довольно нечестной - нам-то никто должен не был и не собирается, и даже не факт, что наши дети станут родителями и поймут, какими благородными донами мы были.

Поэтому я для начала предлагаю не пытаться взять на себя повышенные обязательства, а какое-то время просто побыть с идеей, что так может быть - что ребенок не наш сотрудник, раб или собственность, он ничего не просил у нас в долг, и никакое его информированное согласие ни на что мы не спрашивали, а он и не мог бы дать.

Поэтому мы можем наказывать, заставлять, стыдить, запрещать - но на самом деле это не обязательно, не естественно, и это точно не единственный и не лучший способ воспитывать ребенка.

Приятная вещь в том, что большая часть власти и контроля - у нас. И мы решаем, как с ними обращаться, и какой стиль воспитания выбрать.

Неприятная - чем меньше у нас сил, информации, времени, ресурсов, поддержки семьи и общества, тем сложнее выбирать что-то приличное.

Адриана Имж