Как испортить отношения с ребенком: 5 вредных советов
Как испортить отношения с ребенком: 5 вредных советов
Сколько уколов от бешенства делать, если укусила собака?
Сколько уколов от бешенства делать, если укусила собака?
Как мы с сыном участвовали в Чемпионате мира по футболу
Как мы с сыном участвовали в Чемпионате мира по футболу
Тест на косоглазие. Офтальмолог о том, какие болезни может выявить 3D-кино
Тест на косоглазие. Офтальмолог о том, какие болезни может выявить 3D-кино

Людмила Петрановская: Иногда себе нужно поправить точку отсчета

Большинство женщин, имеющих детей, хотят быть хорошими матерями, но часто не знают, как таковыми стать. На самом деле для успеха в этом деле от мамы требуется не так уж много, но это действительно важные вещи.

Людмила Петрановская: Иногда себе нужно поправить точку отсчета

Ни обществу, ни прессе не нужно нагнетать «родительский невроз»: говорить о родительских ошибках, о том, что они не так делают. Большинство родителей нормальные. В этом абсолютно уверена педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор книги «К вам пришёл приёмный ребёнок» Людмила Петрановская.

– Во времена наших родителей была одна книжка Спока, по которой все учились воспитывать детей. Родители не акцентировали внимание на наших эмоциональных переживаниях, говорили: “Хватит к себе прислушиваться/Что ты опять придумал”. Может, поэтому поколение сегодняшних родителей выросло в каком-то смысле травмированным и довольно критично воспринимает себя в качестве родителей. Нередко эта самокритичность приводит к невротизации матери и появлению чувства вины, к ощущению “Я плохая мать”. Что делать с этим чувством вины?

– Здесь есть некоторый парадокс. Когда мы сидим в приятном месте, хорошо одеты, вкусно пообедали и можем себе позволить посещать Селфмама форумы, – мы не очень травмированы, честно.

Люди, которые очень травмированы, находятся в других местах, они выглядят по-другому и проводят свои дни иначе.

И если мы поговорим с детьми, у которых было реально тяжелое детство и проблемные родители, мы услышим гораздо больше идеализации родителей и приверженности к родителям.

Если вы начнете какому-то ребенку из детского дома рассказывать, что у него плохая мать, вы столкнетесь с агрессией и обидой.

Будьте всегда на стороне своего ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми и вам пришлось вме­шаться. Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине, используя ОСВК.

Что касается прислушивания к себе – это признак благополучия. Почему наши родители не могли часто прислушиваться к себе? Потому что не могли себе позволить такой роскоши.

А мы уже могли, поэтому и носимся со своей чувствительностью как с писаной торбой.

Конечно, находиться внутри процесса невротизации болезненно, но по сравнению с ощущением диссоциации, в котором жили многие предыдущие поколения, это прогресс.

Это похоже на то ощущение, когда вы отсидели ногу: пока вы сидите на ней, вы не испытываете дискомфорта, – хотя это плохо, ведь кровообращение нарушено. Когда вы встанете, и кровообращение начнет восстанавливаться, вам будет больно и неприятно, – но это хорошо, ведь оно восстанавливается.

Поэтому болезненное отношение к отношениям, гиперчувствительность – это что-то вроде процесса восстановления кровообращения.

– То есть ощущение “Я плохая мать” – нормально?

– Оно связано с тем, что у мамы есть некое идеалистическое и переразвитое, раздутое представление о том, какой идеальной мамой она могла бы быть. А представление это идет от той несчастности, которую она испытывала ребенком.

Но ребенок, который мог себе позволить испытывать несчастность от того, что “не так посмотрели”, “не так сказали”, “не так поняли”, “не услышали”, – это ребенок в лучшем состоянии, чем ребенок, который не может позволить себе роскошь переживаний.

  • Если речь о том, что в детстве женщины были реальные психологические травмы, тяжелое детство, то есть смысл с этим работать.
  • Если же все было более или менее нормально, и ею получено достаточно ресурса от родителей, то, возможно, нужно произвести переоценку идеалов. Возможно, слишком раздут образ идеальной матери, и достаточно просто “сдуть” этот образ.

Людмила Петрановская: Иногда себе нужно поправить точку отсчета

– Родители хотят давать детям всё самое лучшее. Но есть ли основная задача родителя – создать лучшие условия (игрушки, детский сад, лучшая школа)? Или задача – научить ребенка жить в существующей реальности?

– Задача родителей – вырастить ребенка: чтобы он к 18 годам был жив, здоров, образован и по возможности не очень сильно травмирован. В принципе, всё.

Создавать ли лучшие условия? Детский сад может быть самым дорогим, или иметь много развивающих занятий, но при этом в нем может не быть условий для ролевой игры. Самый дорогой не обязательно будет самым хорошим.

На желании родителей дать детям все самое лучшее спекулируют маркетологи, поэтому надо просто понимать, что наша задача — вырастить ребенка. Дать ему много разных возможностей, чтобы он мог по-разному пожить.

– Сегодня перемешалось столько идей и концепций воспитания, и не все они были восприняты родителями осознанно. Где грань между хорошо воспитанным ребенком, но не зажатым и способным к коммуникации, и невоспитанным ребенком, которому все позволено?

Чаще хвалите своего ребенка за каждую мелочь, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

– Все идет от родительской неуверенности в себе. Когда родитель не уверен в себе, он боится, что ребенок начнет вести себя плохо, а он не будет знать, что с ним делать.

Родитель думает: гаркнуть на него я не могу, это не хорошо, запрещено теориями, а что еще сделать, я не знаю.

А ребенок чувствует: если родитель уверен в себе, ребенок подстраивается, если его “колбасит” – ребенок начинает все разносить вокруг.

Вопрос про границы – это вопрос про тревогу. Порой у родителя нет интуитивно выработанного чувства предела: что можно ребенку позволять делать, а где уже нужно вмешиваться в поведение, или – где я как родитель сам справлюсь, а где мне уже нужно попросить о помощи.

В этом случае искать ответ про границы начинают логически, через голову: вот тут ребенку можно ползать по полу, а тут уже нельзя. И поскольку у мамы нет четкого ощущения границ, она то позволяет ребенку всё, то начинает на него кричать. Дети от этого начинают вести себя еще хуже.

Вообще, когда мама спокойна и уверена в себе, дети ведут себя лучше, чем, когда мама выбита из колеи.

А в этом случае уже долг окружающих – не осуждать ее, а прийти на помощь.

Если мама, к примеру, одна летит с детьми в самолете. Ну, помогите ей, прихватите ребенка, дайте хоть в туалет сходить.

Много ли у нас предложений помочь, а не нотацию прочитать? А если бы предлагали помочь: фокусы бы ребенку показали, – мамы были бы счастливы.

– Как Вы считаете, почему сегодня рождение и воспитание детей стало в каком-то смысле культом? Многие женщины признаются, что до рождения ребенка их жизнь не была полноценной.

– Понятно, что когда рождается ребенок, мир женщины абсолютно меняется . Это момент, когда ты понимаешь, что все совсем не так, как ты думала.

И многие люди в таком состоянии склонны к какому-то максимализму: “до того была не жизнь”.

Но это обычно проходит со временем. Мама понимает, что ребенок это очень важная часть жизни, но при этом не все сводится к ребенку.

– Есть и другая история – когда женщина после рождения ребенка продолжает делать карьеру, а ребенок постоянно находится с няней и видит маму только за завтраком, по выходным, ну, и вечером час перед сном. Как сохранить эмоциональную связь с ребенком, не проводя с ним достаточно много времени вместе?

– Дети разные, и возраст разный; одно дело – здоровый ребенок, другое дело, когда он болен. Одна дело, когда у ребенка все хорошо, а другое дело, когда ребенок пошел в новую школу, и у него там не все складывается. Все зависит от обстоятельств.

Но ребенок должен знать: если ему будет плохо, мама все бросит и будет с ним. А если все хорошо, он может погулять и поиграть и с няней.

Но для маленького ребенка, конечно, недостаточно видеть маму только за завтраком и по выходным.

Час – это тоже довольно много, если за это время мама успевает с ребенком вместе полежать, пообниматься, поужинать вместе.

Час каждый вечер – это много, если, конечно, в это время мама не ругает ребенка за двойки, а проводит с ним время в теплом общении.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

И опять-таки, ребенок может выдержать, если у мамы какое-то время аврал, она сдает проект, неделю-две, но после этого желательно побыть с ребенком подольше, может быть, взять отпуск.

– Иногда мы слышим “Мой ребенок не идеальный, он ничем не интересуется, не то что Маша/Саша”.

– Бывает полезно подумать: у кого-то дети неизлечимо больны, и они бы много отдали за то, чтобы их ребенок был так же не идеален, как ваш, но здоров. Иногда себе нужно просто немного поправить точку отсчета.

Беседовала Наталья Фридман