Как испортить отношения с ребенком: 5 вредных советов
Как испортить отношения с ребенком: 5 вредных советов
Сколько уколов от бешенства делать, если укусила собака?
Сколько уколов от бешенства делать, если укусила собака?
Как мы с сыном участвовали в Чемпионате мира по футболу
Как мы с сыном участвовали в Чемпионате мира по футболу
Тест на косоглазие. Офтальмолог о том, какие болезни может выявить 3D-кино
Тест на косоглазие. Офтальмолог о том, какие болезни может выявить 3D-кино

«Многие нормы давно устарели». Один из самых известных неврологов Минска отвечает на вопросы родителей

Родители месяцами ждут консультации с ним, а его имя можно встретить на любом форуме для мам в теме «нужен детский невролог». Леонид Шалькевич, главный детский невролог Министерства здравоохранения Беларуси, рассказал нам о причинах беспокойного детского сна, коварном тонусе и нормах развития, когда ребенок “никому ничего не должен” (или все-таки должен?).

«Дайте что-нибудь ребенку, чтобы он спал»

Вопрос беспокойного детского сна – это хит среди проблем у родителей младенцев. Складывается впечатление, что плохо спящий младенец – это норма. Или нет?

- После рождения у ребенка запускается генетическая программа развития, когда он бодрствует и изучает окружающий мир, а потом спит, чтобы полученную информацию обработать и усвоить. При этом возбуждающие процессы у детей преобладают над торможением. Детям бывает сложно заснуть, они просыпаются несколько раз за ночь, и это нормально. Эта внешняя перевозбужденность нужна, чтобы включать ребенка в познавательный процесс.

Именно по тому, как развивается ребенок, можно понять, все ли в порядке у него со сном. Если ребенок в хорошем настроении, взаимодействует с мамой, демонстрирует навыки по возрасту, значит, спит он достаточно. Другое дело, что в таком случае страдают мамы. Они часто обращаются с просьбой:

Дайте что-нибудь ребенку, чтобы он спал.

Но может случится так, что прием лекарственных препаратов притормозит развитие ребенка. Как правило, более «возбудимые» дети лучше и быстрее усваивают информацию. Обычно с первым ребенком жалоб на сон от мам в разы больше, чем с последующими детьми. После первого ребенка мамы уже более адаптированы к проблемам со сном и легче их переносят.



«Коварный» тонус

Часто первое плановое посещение невролога с ребенком заканчивается диагностированными проблемами с тонусом и назначением массажа. Что это – необходимость или предосторожность? Известно, что за рубежом массаж младенцам назначается крайне редко.

Чаще хвалите своего ребенка за каждую мелочь, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

- За рубежом выбирают наблюдательную тактику и начинают действовать только, когда проблема очевидна. За любую медицинскую процедуру там платит страховая компания, и врач вынужден будет отвечать, если без необходимости будут потрачены деньги. У нас назначения врача часто носят профилактическое значение. Например, ребенок впервые на приеме у невролога негативно реагирует, сопротивляется и не показывает всех необходимых навыков. Врач в силу неопытности, осторожности или сомнений не может точно сказать, что ребенок здоров. Поэтому, давая рекомендации, врач старается в некотором смысле подстраховаться.

Что касается тонуса, которого могут испугаться мамы, надо понимать, что это естественное следствие работы ребенка в родах. В процессе рождения малыш рефлекторно группируется: вытягивает ручки по швам, запрокидывает голову, чтобы не повредилась шея при прохождении через родовые пути, толкается ножками, чтобы выбраться. И эти изменения тонуса сохраняются у ребенка еще какое-то время, примерно до 4 месяцев.

«Коварство» тонуса состоит в том, что повышенный тонус в 1 месяц – норма, ближе к 5 месяцам – нет. Недостаточный тонус мышц в 1 месяц тоже может говорить о возможных проблемах.

Источник фото: pixabay.com

Ключевые навыки у детей первого года

Наиболее волнительный период для мам – с рождения до года, поскольку в этот период сложно оценить, нормально ли развивается ребенок. Кто-то не ползает, кто-то встает на ножки раньше, чем начинает сидеть. Как понять, что с малышом все в порядке?

- В первый год жизни есть два ключевых момента, по которым можно оценить, нормально ли развивается ребенок. Во-первых, ребенок должен перевернуться со спины на живот в период 3,5-5 месяцев. Обратный переворот не так важен. И второе – умение вертикализироваться. Здесь подразумевается умение удерживать себя в вертикально в сидячем положении. То есть, ребенок должен сам сесть в период с 6 до 9 месяцев. Либо есть вариант, что ребенок встал, еще не успев научиться сидеть. Это тоже норма.

Сегодня в интернете много неподтвержденной или устаревшей информации, которая касается норм развития ребенка. И это повышает тревожность родителей. Приходят ко мне и жалуются, что ребенок в 8 месяцев не складывает пирамидки, дифференцируя их по цвету и форме. Есть и те, кто просто хочет попасть ко мне, потому что фамилия на слуху:

У нас все хорошо, но мы бы хотели, чтобы вы посмотрели.

Не стоит переживать, когда нет повода, лучше наслаждаться родительством.

Длительное грудное вскармливание – польза или вред?

Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.

Сколько женщине нужно кормить ребенка грудью? Споры вокруг этого на женских форумах не утихают.

- Рефлекс сосания формирует в нашем подсознании воспоминания комфорта, сытости, спокойствия и защиты. После 2 лет у ребенка, который сосет мамину грудь, возникает психологическая зависимость. Маме все-таки нужно вовремя обрезать эту «духовную пуповину». Лучше к этому возрасту научить малыша успокаиваться другими способами.

Правда, нельзя сказать, что есть какие-то обязательные возрастные границы. Я видел детей, которые сосали грудь и в 5 лет, а потом вырастали в нормальных, адекватных взрослых. Могу отметить, что если у ребенка есть предрасположенность к каким-то психологическим/неврологическим проблемам, то длительное грудное вскармливание может эти проблемы усилить.

Другое дело - пустышки, которые дети тоже могут сосать до 3-4 лет. Я к этому отношусь спокойно, с грудью все-таки другая история.

Ребенок не говорит в 1, 2, 3 года. Когда бить тревогу и обращаться к врачу?

Если верить советским нормам, к году ребенок должен говорить около 10 слов. Насколько эти нормативы актуальны сегодня?

- Они были разработаны, когда декретный отпуск длился 1 год, после чего малыша отдавали в ясли. И он вынужден был говорить, чтобы как-то существовать в социуме. Сейчас декретный отпуск длится 3 года, соответственно в коллектив ребенок попадает гораздо позже. А до этого момента у ребенка может не быть потребности говорить: его «ммм» и «эээ» и так понимают родные.

Источник фото: pixabay.com

На что стоит обратить внимание - это понимание речи в возрасте после 1 года. Спросили у ребенка: «Где кукла?». И он раз – глазками стал искать. Это хорошо. Если ребенок в 1-1,5 года не отзывается на свое имя, не понимает простые обращенные слова, не имеет зрительного контакта с мамой, то это повод для обращения к неврологу.

Дети чуть старше должны выполнять простые просьбы: «Принеси мячик», «закрой дверь». Если ребенок не заговорит к 2,5 годам, можно показать его неврологу. Если понадобится более точная диагностика, он направит к логопеду.

Раннее развитие: необходимость или дань моде?

Сегодня многие мамы озабочены ранним развитием детей. Кто-то считает это блажью, кто-то - необходимостью. Правда ли, что у у каждого ребенка заложен определенный диапазон возможностей, которые он может реализовать?

- Если с ребенком не заниматься, он будет развиваться на каком-то базовом уровне. Это как гравировка: вы можете иметь алмаз в виде серого камня, а можете придать ему грани, и он засверкает. Так и с малышом – если ничего не делать, он будет сам учиться, как может. Но у него есть потенциал выйти на более высокий уровень.

Будьте всегда на стороне своего ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми и вам пришлось вме­шаться. Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине, используя ОСВК.

Если есть возможность заниматься – лучше заниматься. С детьми младшего возраста заниматься легко. Вы ему предлагаете занятие, пока интересно, он увлечен, как только устал - он отвлекся. Здесь надо остановиться, насильно заниматься не стоит. То же самое касается и приучения к горшку. Получается это делать в свободной, игровой форме – пожалуйста. Но заставлять не надо.

Про гиперактивность

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) все чаще на слуху. Но как родителям отличить обычную для возраста активность ребенка от признаков СДВГ?

- Родителям это сделать самостоятельно очень сложно. Насторожить должна непродуктивная активность ребенка. Продуктивная деятельность выглядит так: ребенок что-то разбил или сломал, посмотрел, что внутри, потом переключился на что-то другое. Если ребенок хватает, бросает, ломает, не фиксируя на этом внимания, и бежит дальше, это может быть признаком СДВГ.

В незнакомой обстановке такие дети не смотрят по сторонам, а сразу начинают бурную деятельность. Они не чувствуют границ “свое-чужое”, не слушаются, не сразу откликаются на имя. Таких детей ближе к 4-5 годам лучше показать детскому психиатру. Да, наши люди почему-то боятся этого врача. Невролог может только предположить СДВГ. Но диагностирует его, как и аутизм, только психиатр.

Источник фото: pixabay.com

Мультики: с какого возраста? Сколько? Польза и вред?

Раньше дети смотрели «Спокойной ночи малыши» перед сном, поэтому рекомендация была такая - не более 15 минут мультфильма в день. Сейчас так не получается. Стоит ли родителям беспокоиться?

- О влиянии мультиков мы узнаем лет через 15, когда вырастет поколение детей, у которых был легкий доступ к смартфонам и планшетам родителей.

Дети рано развиваются психоэмоционально. Почему говорят, что дети стали более истеричными и трудными? Из-за того что информационный поток велик, возникает перегрузка нервной системы, а способов снятия этого напряжения мало. Ведь если взрослый человек эмоционально взвинчен, он ходит из угла в угол. Так и дети находят выход накопившемуся напряжению – бегают, прыгают, «стоят на голове», кричат.

Во всем должен быть баланс. Не должен ребенок сидеть целый день в мультиках, но и 15 мин в день – это устаревшие установки. С полутора лет можно подбирать обучающие мультики для ребенка – сейчас очень большой выбор. Да, ограничивать время просмотра надо, но все индивидуально. Максимум - ребенок должен проводить за мультиками 1-2 часа в день.

Беседовала Марта Разумовская



ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: