“Думали, что дочка станет поддержкой для сына в будущем”. Как живет семья, где у двоих детей непростые диагнозы
“Думали, что дочка станет поддержкой для сына в будущем”. Как живет семья, где у двоих детей непростые диагнозы
«Быть матерью сына – это как будто кто-то расстается с вами очень, очень медленно…»
«Быть матерью сына – это как будто кто-то расстается с вами очень, очень медленно…»
Участник группы MOZGI стал папой во второй раз
Участник группы MOZGI стал папой во второй раз
Мама, которая старается!
Мама, которая старается!

Могут ли дети учиться без оценок? Эксперимент одной из столичных школ и мнения родителей

Вокруг школьной системы оценивания не прекращаются споры. Кто-то ностальгирует по пятибалльной, кому-то и десяти мало, а есть и те, кому в принципе не нравится оценивать знания и умения детей цифрами. К ним относится Наталья Стародуб — основатель одного из столичных образовательных заведений, где отказались от отметок. Мы узнали, как оценивают знания в этой школе и готовы ли белорусские родители к таким нововведениям.

Наталья Стародуб убеждена, что оценки учат детей ориентироваться на внешнюю мотивацию, поэтому такая система не эффективна.

Ребенок изначально теряет возможность ощутить свою потребность. Он очень быстро понимает, что учеба нужна не ему самому, а кому-то другому. Сначала он старается ради отметок, а затем довольно быстро приходит к выводу, что они «ничего не дают», кроме похвалы родителей, и разочаровывается в обучении. Новые знания о мире превращаются в цифры от 1 до 10.

Кроме того, сама система отметок оценивает результат, который не говорит ребенку, как и что можно улучшить, не приглашает к дальнейшему изучению предмета или темы, не предлагает применять полученные знания в жизни.



В школе не отрицают, что оценивать свой рост в разных областях знаний нужно. Вопрос в том, как это делать. Для этого необязательно нужны молчаливые цифры.

— В первом классе нам важно научить ребенка оценивать свой интерес, свои качества, свои достижения. Для этого в конце каждого дня учитель помогает каждому увидеть свой прогресс за сегодня и поставить себе задачи на завтра. Например, у меня аккуратнее получается писать, но я все еще боюсь делать трудные задания, поэтому прошу помогать мне словами поддержки и давать усложненные варианты прописи. А вот это я уже делаю без посторонней помощи, здесь я уже могу помогать другим.

Если ты будешь стараться как можно меньше огорчать своего ребенка избегать конфликтов с ним, то в результате пойдешь у него на поводу. Это попустительский стиль воспитания.

Источник фото: архив автора

Во втором классе каждый ребенок вносит свои результаты в специальный шаблон и учится оценивать рост своих умений в динамике.

С третьего класса нам важно познакомить детей с принципом создания шкал оценивания. Разных, под конкретные задачи. Вместе мы рассуждаем, зачем нужна объективная оценка. Ведь именно так группа может прийти к единому результату, сверить свои ожидания, чтобы получить ценный для каждого опыт.

Источник фото: архив автора

Как создать шкалу оценивания для группы? Здесь уже учебная деятельность оценивается и общеобразовательной десятибалльной шкалой, и разработанными самим классом Шкалами. Так мы воспитываем человека, способного в будущем понимать, как оценивается результат, что важно для участников процесса, как это можно измерять. Учим нести ответственность за финальный продукт, а не просто искать экспертов и ждать оценки извне.

Родители о нестандартной схеме

Мы пообщались с родителями, чьи дети учатся в школе без стандартных оценок от 1 до 10. Нам было интересно, всем ли по душе такой подход.

Анна, мама второклассницы:

— Моя дочка перешла во второй класс, она только в самом начале пути ученика. И это здорово, что ее фокус внимания будет не на том, как кто-то со стороны оценивает успехи/неудачи, а как она сама способна оценить то, что делает. Тогда в будущем она будет сравнивать себя не с другими, а с собой вчерашней. Плюс важно то, что сейчас она учится оценивать свои ресурсы. Раньше говорила: «у меня не получается». А теперь все чаще слышу: «у меня не получается, потому что не хватило этого, мешало то, не знаю этого».

Чтобы избегать проблем и конфликтов, соизмеряй свои ожидания с возможностями ребенка.

Дмитрий, папа третьеклассницы:

— Дочь стала спокойной, перестала спешить и гнаться за оценками. Проверка знаний не страшит, ведь это интересная игра. Очень здорово, что все задания делаются вместе, в классе с учителями и учениками, нет работы на дом. Мне нравится, что ребенок стремится к знаниям, а не к оценкам и первенству. Я считаю, это здорово и эффективно.

Татьяна, мама третьеклассника:

— Учиться в школе без оценок, в первую очередь, комфортно детям. Нет боязни перед родителями, что получил 5, а не 9. Нет страха ответить неправильно, есть желание размышлять и высказывать предположения. У родителей отпадает ежедневный вопрос: «Что получил?». И самое главное — у детей и родителей позитивное настроение, ребенок с удовольствием идет в школу.

А что думают другие родители?

Мы побеседовали также с родителями, чьи дети учатся по 10-балльной системе. Чаще всего взрослые не представляют, как можно строить эффективное обучение без отметок.

У Светланы двое детей — учатся во 2-ом и 7-ом классах. Мама признается, что не отдала бы детей в школу без оценок.

— На мой взгляд, при помощи отметок родители, учителя и сами ученики могут оценивать уровень усвоенного материала. Низкий балл — показатель того, что ребенок не усвоил материал или поленился выучить предмет. Возможно, проблема во взаимоотношениях с конкретным учителем

Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

По результатам отметок родители могут определить, на какой предмет стоит сделать упор, а что и без дополнительных нагрузок дается ребенку легко. Хорошее усвоение материала, выраженное в высоких оценках, поможет в выборе будущей профессии

Ольга по образованию педагог, у нее трое детей, двое — уже школьники (в 6-ом и 3-ем классах). Отметки в семье все воспринимают спокойно, «гонки» за девятками и десятками нет.

Мама убеждена, что в нашей системе образования отметки невозможно полностью исключить. Школа «заточена» на оценивание того, как ребенок усвоил то, что говорили на уроке. При этом относиться к ним нужно спокойнее, советует собеседница.

— Раньше оценка была показателем успешности. Сегодня красный диплом не показатель. Аттестат с отличием в половине случаев — причина неврозов у детей, у родителей, которые «поступают» своих детей, и у учителей, которым нельзя испортить статистику и показатель успеваемости по школе.

Лично я специально дневник не терзаю. Могу отметки за неделю просмотреть, когда подписываю. Иногда дети сами говорят, что получили. За плохие отметки никогда не ругаю. При этом в традиционной школе сегодня без оценок пока обойтись нереально, на мой взгляд.

Не ругайте своего ребенка за то, что он сделал что-то не так. Найдите в его действиях позитивное намерение, похвалите за то, что он сделал хорошо, а потом скажите, что можно было бы улучшить, — и покажите, как именно (ОСВК).

Автор: Наталья Колесникович

А как вы думаете, можно ли хорошо учиться без оценок?

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Рекомендуем

«Схватки начались во время прямого эфира». Мамы, которые не уходили в декретный отпуск Чтобы прикорм прошел гладко. 7 ошибок, которых вам лучше избегать «Гладила свой живот и приглашала Аю со мной петь». Певица Руся о рождении дочки и гастролях с младенцем Новогодние представления для детей в Минске 2019-2020 «До сих пор не могу забыть гул молокоотсоса». Как родители за рубежом обходятся без трехлетнего декрета ТОП-10 мест, где отметить детский день рождения в Минске Это не мальчик, а просто Космос! Поговорили с родителями, которые дали детям необычные имена «Часто женщины возводят мужа на пьедестал». Топовый российский психолог рассказала о секретах семейной жизни


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: