Что надо помнить родителю, чтобы не загубить детское здоровье
Что надо помнить родителю, чтобы не загубить детское здоровье
“Думали, что дочка станет поддержкой для сына в будущем”. Как живет семья, где у двоих детей непростые диагнозы
“Думали, что дочка станет поддержкой для сына в будущем”. Как живет семья, где у двоих детей непростые диагнозы
«Быть матерью сына – это как будто кто-то расстается с вами очень, очень медленно…»
«Быть матерью сына – это как будто кто-то расстается с вами очень, очень медленно…»
Участник группы MOZGI стал папой во второй раз
Участник группы MOZGI стал папой во второй раз

Почему не стоит спрашивать подростка, кем он станет в будущем

Почему чудодейственный эффект от музыки Моцарта — миф, чем может быть полезна политическая карта мира в комнате ребенка и почему не стоит его задергивать расспросами о будущей профессии.

Почему не стоит спрашивать подростка, кем он станет в будущем

Воспитывать ребенка, не зная, как работает мозг, это все равно что дизайнер бы делал выкройку перчатки, не зная, как выглядит рука. Сразу после рождения ребенка можно выделить несколько критических периодов развития мозга, во время которых очень важно действие определенных стимулов на него. И если они не будут действовать на нужных этапах, то в дальнейшем те или иные функции не будут развиваться. Наверняка вы слышали реальные случаи о детях-маугли, которые, попав в социум, были не способны заговорить.

Use it or lose it

В возрасте трех лет у ребенка наблюдается наибольшее количество контактов между нейронами (синапсы), но по прошествии нескольких лет оно постепенно уменьшается. Второй такой пик наблюдается у ребенка в подростковом возрасте, после чего наступает так называемый процесс «обрезки», который напоминает процесс обрезания деревьев. Ведь чтобы деревце давало плоды, в определенный момент нужно удалить определенные веточки.

«Обрезка» у ребенка происходит по очень простому принципу: «Use it or lose it» . Все, что не используется, сразу «обрезается». Поэтому количество контактов между нейронами у ребенка будет увеличиваться в том направлении, которым он активно занимается, и наоборот.

В детстве на том месте, где я любила рисовать карандашами, мой папа повесил политическую карту мира. И будучи уже школьницей, на уроке географии на вопрос учительницы: «Какие города на букву «д» вы знаете, детки?» я ответила не Депропетровск или Днепродзержинск, а Дар-эс-Салам. Вы же можете повесить на стене в комнате своего ребенка не только карту мира, а и таблицу Менделеева, к примеру.

“Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так же как и дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные”, - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

В случаях, когда этот процесс «обрезки» не происходит, у детей наблюдается избыточное количество синаптических связей, они могут запоминать огромные объемы информации, но терять в чем-то другом, результатом может стать аутизм, например.

Почему не стоит спрашивать подростка, кем он станет в будущем

Стоит также помнить, что после рождения ребенка активно развивается связь между полушариями мозга — мозолистое тело. Поэтому целесообразно в воспитании и обучении ребенка применять такие задания, которые задействуют оба полушария мозга и способствуют усовершенствованию такого навыка, как мультизадачность.

Считается, что самым полезным занятием для ребенка является игра на музыкальных инструментах , так как она задействует различные зоны мозга и способствует установлению связей между ними. И, кстати, люди, занимавшиеся музыкой в детстве, демонстрируют более высокий уровень интеллекта, лучше учатся и схватывают информацию.

Почему не стоит спрашивать подростка, кем он станем в будущем

Порядок созревания зон мозга человека следующий: сенсорные зоны, затем моторные и ассоциативные (те, что отличают человека от животного). И в самую последнюю очередь, в 20 лет, у человека окончательно формируются лобные участки и префронтальная кора (зона, которая распределяет внимание между процессами, контролирует импульсивное поведение, логическое мышление).

Именно поэтому до 20 лет подростки еще не способны делать вещи, которых от них требуют, они еще плохо понимают намерения других людей, склонны к эмоциональному поведению. Особенно трудно требовать от них ответов на вопросы о профессии, карьере и будущем.

Запугивать подростка фразой «Не будешь учиться, будешь подметать улицы» бессмысленно. У него еще не сформировались структуры мозга, которые могут планировать и прогнозировать поведение. Но есть и плюсы, в силу того, что эти самые зоны до конца не сформированы, подростки более творческие.

Почему не стоит спрашивать подростка, кем он станет в будущем

Миф о Моцарте

Несколько лет назад ученые провели исследование среди группы взрослых людей, в рамках которого выявили, что те люди, которые слушали музыку Моцарта в детстве, в будущем стали более успешными. Однако когда этот эксперимент попробовали повторить, результаты не подтвердились. Но о них стало известно только в научной среде, в медиа по-прежнему царит миф о великой силе музыки Моцарта. Помните, воспитывать ребенка нужно в богатой и разнообразной сенсорной среде, а Моцарт — это не панацея.

Любите, но обозначьте границы. Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Виктория Кравченко, кандидат биологических наук

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: