Мы в Туле все еще ждем зиму – вместе с лыжами и тюбингом
Мы в Туле все еще ждем зиму – вместе с лыжами и тюбингом
Национальный электронный реестр и расширение календаря вакцинации: прививочное лобби в РФ исполняет указания ВОЗ
Национальный электронный реестр и расширение календаря вакцинации: прививочное лобби в РФ исполняет указания ВОЗ
Тина Кароль засветила кольцо на безымянном пальце
Тина Кароль засветила кольцо на безымянном пальце
Об этом не принято говорить. Плохие мысли, которые мелькают в голове у мам
Об этом не принято говорить. Плохие мысли, которые мелькают в голове у мам

«Родители – не роботы». Как наказывать ребенка: ищем альтернативу ремню и ругани

С началом школы к родительским обязанностям добавился контроль за успеваемостью и выполнением домашних заданий. Бывает так, что ребенок не справляется с нагрузкой, начинает капризничать, отказывается делать уроки. В такой ситуации родители часто позволяют себе «крепкое словцо» и даже берутся за ремень. Какими проблемами это может отозваться в будущем, рассказала детский психолог Анастасия Шапель.

Почему родители прибегают к насилию?

Находясь в ситуации сильного истощения, стресса, любой человек (не только родитель) может совершать поступки, которые считываются как насильственные, болезненные, ранящие. Это делается неосознанно. Потому что в ситуации истощения человек выбирает бессознательно ту модель, которую впитал в детстве.

Например, если родители в детстве могли ударить ребенка, в ситуации истощения выросший взрослый может повести себя точно так же. Да, родители — не роботы, не все могут просчитать заранее результаты своих действий. И более того, не обязаны все знать.

Страх травматизации ребенка — это актуальная тема сегодня. На мой взгляд, родители, которые слишком много впитывают информации о воспитании, порой прячутся за книгами и знаниями от своих детей. Взрослые очень боятся своими действиями принести вред, травмировать ребенка, то есть воспринимают его изначально как «ущербного», не способного пережить любые жизненные обстоятельства. Дети, над которым трясутся родители, выходя в среду, в школу, в социум, остаются неприспособленными.

Как не допустить возникновение детских страхов: Постарайтесь расширить круг людей, которые ребенку небезразличны, о которых он действительно переживает. Таким образом малыш переключится от сочувствия к себе на других.



Я не призываю готовить ребенка к спартанским условиям и жестокости этого мира. Нет, я скорее призываю к разумности. Родителям важно быть достаточно хорошими мамами и папами, как говорит британский психолог Доналд Вудс Винникотт. Не самыми лучшими, не идеальными — а достаточно хорошими.

Альтернатива наказаниям: как повлиять на поведение ребенка?

Для начала расскажу, какие способы в отношениях с детьми не работают.

Нравоучения

Если в сложных ситуациях начать заниматься нравоучениями, у ребенка будут срабатывать защитные механизмы психики. Обычно он слышит первое слово и последнее, все остальное воспринимается как «белый шум». То есть в одно ухо влетело, в другое вылетело. Не потому что ребенок не хочет нас слышать, а потому что ему очень тяжело это переносить.

Лишение

Еще один механизм, который чаще всего используется, лишение ребенка чего-то важного в его жизни. Обычно этот способ не самый эффективный, потому что нет прямой связи между поступком и наказанием. Например, когда за опоздание или не сделанные уроки родитель лишает ребенка доступа к телевизору либо компьютеру. На подходе к подростковому кризису родители будут слышать от ребенка слова:

Ну и хорошо, ну и лишай.

И мы тогда, как взрослые, лишаемся рычагов воздействия.

Источник фото: unsplash.com


— Игнорирование

Если родители будут игнорировать проступки ребенка, то он невольно начнет провоцировать взрослых, чтоб они сорвались или хоть как-то отреагировали. Это нужно для того, чтобы в детской психике восстановилось равновесие. Ведь существует закон: «Я сделал что-то неправильное, я должен понести наказание либо искупить свою вину».

Как не допустить возникновение детских страхов: Постарайтесь расширить круг людей, которые ребенку небезразличны, о которых он действительно переживает. Таким образом малыш переключится от сочувствия к себе на других.

А теперь о том, как родители могут действительно повлиять на поведение ребенка:

— Привести пример из родительского опыта

Вместо нравоучений родители могут поделиться своими детскими воспоминаниями, где им пришлось что-то подобное пережить, столкнуться с последствиями своих поступков.

— Предложить искупить вину

Еще один отличный способ — дать возможность ребенку исправить последствия плохого поступка. В таком случае используется принцип искупления вины вместо наказания.Способы искупления вины должны обсуждаться совместно с ребенком. Взрослые слушают, что предлагает ребенок, соглашаются (или нет) или вступают в диалог, договариваются, предлагают свои способы искупления вины.

— Заранее рассказать о последствиях

Ребенку нужно говорить о том, какие последствия будет иметь его поведение. И давать возможность сталкиваться с этими последствиями. К примеру, если уже поздно и ребенок не выполнил уроки, можно предупредить, что ему придется сидеть над домашним заданием до 11 вечера или подойти к учителю завтра и сообщить о том, что урок не выполнен. То есть ребенку придется столкнуться с ответственностью и последствиями.

Чему учится ребенок, который растет в атмосфере унижения и насилия?

Донесите до ребенка такую истину: проигрыши – это обязательные условия достижения успеха. Не перехваливайте ребенка. Похвала, поощрения – это те вещи, которые надо заслужить, которые просто так не даются. А неудачи и проигрыши случаются, и всегда все получаться не будет. Но отчаиваться из-за этого не стоит.

Как ни странно, ребенок не перестанет любить своих родителей. Но ему будет очень сложно понять, почему люди, которые должны были его уважать, оберегать, вдруг начинают унижать.

Ребенок начнет искать оправдание таким поступкам родителя. И в этой модели явно будет присутствовать идея, что с ним что-то не в порядке, что родители пытают таким образом сделать его лучше. А значит, с ним что-то не хорошо.Таким образом, у ребенка формируется искаженное представление о себе. Я плохой, а окружение — хорошее.

Источник фото: unsplash.com

Еще может быть такой вариант, где дети учатся унижать слабых, точно так же, как родители делали это по отношению к ним. Ведь эта агрессия остается внутри ребенка, и ей нужно дать возможность выходить, например, по отношению к младшему ребенку в семье или к более слабым детям на площадке.

Также подавленный гнев и ярость могут быть направлен на какие-то предметы. Например, мы можем это наблюдать, когда дети начинают разбивать автомобили камнями, рисовать в подъезде, то есть занимаются вандализмом. Таким образом они перенаправляют гнев, который накопился внутри.

Каким вырастет ребенок, который растет в условиях принятия, одобрения и любви?

Всему этому ребенок и научится. В своем поведении, в своей модели взаимодействия с окружающим миром, с людьми, которые для него значимы, он точно также будет воспроизводить любовь, поддержку и принятие.

Источник фото: unsplash.com

У ребенка складывается понимание, что он значим, ценен и любим. Самоценность — это база, на основе которой строится дальнейшая жизнь ребенка. Если человек в детстве понимал, что он ценен для своих родителей, а они это демонстрировали не только на словах, но и своим поведением, безусловно, это станет ядром личности, на которую он будет опираться во взрослой жизни.

Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга.

Сталкиваясь с кризисными ситуациями, человек не будет впадать в депрессию, не будет нуждаться в одобрении со стороны других людей, а сам сможет себя поддерживать и одобрять.

Беседовала Екатерина Санкина Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: