"Сначала сын пишет задание в черновик, а после моей проверки переписывает". Надо ли делать домашнюю работу с детьми?
"Сначала сын пишет задание в черновик, а после моей проверки переписывает". Надо ли делать домашнюю работу с детьми?
От возраста родителей зависят психические расстройства детей
От возраста родителей зависят психические расстройства детей
Как развивать связную речь
Как развивать связную речь
5 табу для папы. Чего не стоит делать при детях
5 табу для папы. Чего не стоит делать при детях

Родителям важно знать: в каком возрасте ребенок может намеренно солгать?

Многие думают, что их дети слишком невинны, чтобы солгать. По мнению других, ребенок солгал бы, если бы мог, но его способностей на это еще не хватает. Опыт же свидетельствует, что дети могут лгать в таком раннем возрасте, когда никто из взрослых еще не считает их способными на это. Публикуем отрывок из книги "Что делать, если дети врут" Пола Экмана, которая вышла в издательстве «Попурри».

Источник фото: pixabay.com

Некоторые дети лгут уже в возрасте 4 лет, а то и раньше. И они не просто заблуждаются или путают фантазии с реальностью, а намеренно стремятся сбить вас с толку. В этом возрасте ложь еще не представляет собой серьезной проблемы. Все дети (да и многие взрослые) порой лгут.

Однако родителям стоит насторожиться, если ребенок лжет часто и это продолжается долгое время. Впервые столкнувшись с обманом, родители должны обсудить с ребенком нравственную сторону проблемы. Как мы увидим, осознание детьми данной моральной проблемы претерпевает существенные изменения от 4 к 14 годам.



В нескольких научных работах высказано предположение, что дети способны лгать в гораздо более нежном возрасте, чем полагают взрослые, плохо разбирающиеся в детском поведении.

В частности, доктор Стефан Сиси поставил эксперимент, в котором дошкольников побуждали солгать ради того, чтобы помочь симпатичному им человеку избежать наказания. Детей оставляли в комнате, где находилась игрушка, которую брать в руки было запрещено. Когда экспериментатор выходил из комнаты, находившийся там взрослый начинал играть с этой игрушкой и как бы нечаянно ломал ее. Потом и он уходил, а экспериментатор возвращался и спрашивал у ребенка, что произошло.

Совет детского психолога: Цените усилия ребенка, несмотря на то, достиг он успеха или нет. Когда вы взрослеете, то важен сам процесс, а не пункт назначения. Поэтому, как советует Карл Пикарт, забьет ваш ребенок гол в ворота противника, или выкатится он за пределы поля, – аплодируйте ему, выражая свое восхищение. Дети никогда не должны смущаться из-за попытки что-то сделать.

Дети были подразделены на две группы: одним взрослый участник эксперимента был знаком, и дети к нему хорошо относились, другие видели его впервые. Почти половина детей не выдали своего знакомого. Часть детей говорили, что не знают, кто сломал игрушку, остальные — что ее сломал кто-то другой. Однако все дети (их возраст — от 3,5 до 4 лет) сказали правду о поведении незнакомца.

В другом исследовании трехлетних мальчиков и девочек приводили в комнату и сажали спиной к столу, на который экспериментатор ставил игрушку-сюрприз. Экспериментатор удалялся, предупредив, чтобы ребенок не оборачивался. Ребенку обещали, что поиграть с игрушкой он сможет, когда экспериментатор вернется. В комнате оставалась мать ребенка, которая, сидя к нему спиной, заполняла анкету. После того как ребенок все же оборачивался либо по прошествии 5 минут экспериментатор возвращался и спрашивал ребенка: «Ты оглядывался?»

Из 33 детей 29 обернулись. Когда их об этом спрашивали, одни дети признавались, другие — отказывались, третьи — вообще не давали ответа. Мальчики вели себя честнее, чем девочки (признались 2/3 мальчиков и лишь 15% девочек).

Данные исследований свидетельствуют, что, по крайней мере, некоторые дети способны на умышленную ложь уже в 3–4 года. Конечно, негативные последствия лжи во всех экспериментах были незначительны. Если бы экспериментатор заранее предупредил детей о необходимости вести себя честно либо о возможных отрицательных последствиях нечестности, то, вероятно, меньше детей решились бы на обман.

Совет: очень большую роль играет атмосфера в доме. Когда дома уютно, весело и активно, ребенок чувствует себя спокойно и вдохновляется этой атмосферой. Побольше смейтесь всей семьей.

Но целью экспериментов было выяснить не то, когдадети лгут, а то, способны ли вообще столь маленькие дети солгать при каких-то обстоятельствах. Ведь пока не были получены эти результаты, большинство специалистов полагали, что дети 3–6 лет не способны различить нечаянную ошибку и умышленный обман.

В каком возрасте дети начинают понимать, что такое ложь?

Важно, что уже в 4 года, а возможно и ранее, дети знают: желание обмануть кого-то — это плохо. По словам одного исследователя, маленькие дети — фанатики правды. Безусловно, младшие дети более нетерпимы ко лжи, чем старшие. Так, 92% пятилетних детей утверждали, что говорить неправду — всегда плохо. К 12 годам данный показатель снижался до 28%. Кроме того, 75% пятилетних утверждали, что они не лгали ни разу, тогда как из двенадцатилетних никто не решился на подобное заявление.

К 10–12 годам, а возможно и ранее, дети уже не расценивают ложь как безусловное зло; они становятся более «гибкими». Является ли ложь злом, зависит теперь от обстоятельств.

Хотя подростки осознают, что ложь подрывает доверие, они далеко не всегда руководствуются соображением. Даже взрослые, решаясь на обман, порой забывают о таком возможном последствии, как утрата доверия.

Источник фото: pixabay.com

Становятся ли дети с возрастом более искушенными лжецами?

Маленькие дети верят во всемогущество взрослых. Одна пятилетняя девочка выразилась так: «Обманывать нельзя. Взрослые такие умные, что все равно догадаются!».

Однако гораздо раньше, чем полагают большинство родителей, дети осознают, что, по крайней мере, иногда солгать удается безнаказанно. К началу подросткового возраста, а то и раньше — годам к 10, большинство детей способны на тонкую ложь. Их уже не выдают дрожь в голосе, выражение лица, несовпадение аргументов.

Как не потерять доверие ребенка: Позвольте ребенку участвовать в выполнении семейных обязанностей: мыть полы, чинить кран, убирать игрушки, делать покупки и т.д. Это вопрос и доверия, и самостоятельности.

По мере того как дети обретают способность вводить взрослых в заблуждение, последние начинают терять прежнюю уверенность. Взрослые могут уличить ребенка — ведь дети даже старшего возраста, как и взрослые, допускают просчеты, а иной раз обман раскрывается просто случайно. Но родители уже не могут быть уверены, будто наверняка знают, что делают, думают, чувствуют, планируют их дети, если те сами об этом не рассказывают.

Если дети врут, посмотрите на себя со стороны

Первое, о чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью, — насколько честны они сами. Ложь, порожденная незначительными бытовыми обстоятельствами, — так называемая белая ложь — для самих взрослых часто проходит незамеченной. Но дети, менее искушенные в житейских делах, вероятно, склонны расценивать ее как настоящую.

Родители выступают главным образцом для подражания, превосходя в этой роли даже авторитетного учителя, который исчезает из поля зрения детей с началом каникул.

Психологи отмечают, что искренность детей решающим образом определяется отношением их родителей ко лжи. Еще две научные работы констатируют тот же факт: дети-лжецы обычно растут в семьях, где и родители отличаются нечестностью или другими нарушениями установленных правил. Причем это необязательно родители-преступники. Бытовое мошенничество, вроде занижения дохода в налоговой декларации или попытки одурачить постового полицейского, отнюдь не способствует формированию честности у детей.

Источник фото: pixabay.com

Родители должны отдавать себе отчет, как часто и каким образом они обманывают своих детей. Может ли такая ложь иной раз быть оправдана? Не рассеется ли очарование детства, если ребенок утратит веру в Санта Клауса? Не лучше ли пощадить ранимую детскую душу и не разъяснять шокирующих причин развода родителей?

Замените «я» на «мы». Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Стараясь оградить детей от жестокой реальности окружающего мира, мы порой говорим им неправду чаще, чем это необходимо. Санта Клаус и прочие сказочные выдумки — необходимые атрибуты раннего детства. Однако, по данным ряда исследований, в возрасте 4–6 лет наступает такой момент, когда ребенок стремится отделить реальность от фантазии. В этом надо пойти навстречу ребенку, а не навязывать ему выдумки.

В возрасте 4–6 лет ребенок способен многое понимать. Родителям это предоставляет исключительную возможность сформировать у него установку на честность. Ребенок должен понять, что добрые дела не всегда вознаграждаются, родители порой ссорятся и допускают ошибки, ребенок не всегда стоит на первом месте в иерархии семейных проблем. Многие родители не скрывают от детей, что такое смерть, когда она уносит кого-то из близких.

А вы замечали за ребенком попытки соврать? С какого возраста?



ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: