Скидки на AliExpress к 11.11
Скидки на AliExpress к 11.11
Могут ли дети учиться без оценок? Эксперимент одной из столичных школ и мнения родителей
Могут ли дети учиться без оценок? Эксперимент одной из столичных школ и мнения родителей
Я никогда не знала, как одиноко воспитывать подростков!
Я никогда не знала, как одиноко воспитывать подростков!
Когда вы становитесь родителем, то получаете большую нагрузку, но награда все равно больше!
Когда вы становитесь родителем, то получаете большую нагрузку, но награда все равно больше!

Уберечь ребенка… от жизни

Каждому родителю важно, чтобы ребенок нашел свое место в жизни. Был адаптирован к миру вокруг. Чтобы он смог пережить удары судьбы и принять ее вызовы. Чтобы когда он отлетает от гнезда на приличное расставляет, он смог опереться на собственные крылья.

Уберечь ребенка… от жизни

«Я хочу, чтобы у тебя было детство лучше чем у меня. Чтобы у тебя было все, чего я была лишена.»

« Я хочу, чтобы у моего ребенка было все самое лучшее.»

По сути, это звучит так – я хочу, чтобы мой ребенок не переживал всего того, что пришлось пережить мне – советского детского сада, вставаний засветло. Чтобы он был защищен в школе. Чтобы не пережевал стыда убогой одежды во времена тотального дефицита и безденежья. Чтобы у него была та одежда, которая нравится ему самому. Чтобы он не стыдился своего внешнего вида. Чтобы мог привести друзей домой, не стыдился квартиры, в которой живет.

Каждому родителю важно, чтобы ребенок нашел свое место в жизни

«Мою маму никто не берег. Она родилась сразу после войны. Не до бережности тогда к детям было. Хорошо, что живы, хорошо, что есть еда и крыша над головой. Ее отпускали в семь лет за тридевять земель через поле и лес пешком, чтобы кому-то что-то принести. Никому в голову не приходило переживать за нее.

Бабушка из крестьянской семьи, где было одиннадцать детей, во время раскулачивания ее пятилетним ребенком гнали по пыльной дороге, привязав за руку к телеге. Да и до этого ее детская жизнь не была похожа на сказку – тяжелый крестьянский труд, стирка в реке в ледяной воде, уход за младшими детьми.

Научите ценить собственные вещи.

Ни кто ее не берег ни до, ни после – не от труда физического, не от голода, не от войны, не от убийств, смертей, лишений.

Может поэтому моей маме так хотелось уберечь меня? В девяностые годы не очень-то получалось. Дефицит, все по талонам, отсутствие денег на еду, работа на трех работах, огород только и выручал. Не очень-то получилось маме меня поберечь, но она старалась, я помню. А я? Я также хочу уберечь своих детей от мусора, грязи, от лишений, от неоправданных усилий, чтобы жить; от всей «правды жизни» я хочу их уберечь.»

А эта правда жизни лезет со всех щелей. С экранов компьютеров и телефонов – развращает, заманивает, учит по хлеще, чем «улица». Из социальных сетей лезут адепты суицидальных групп, педофилы всех мастей и еще бог знает кто. Школа, улица, детские и подростковым группы. Ребенок не защищен родителями везде, как бы этого не хотелось – ни от разврата, ни от грубости, ни от преступлений против детей.

Единственное, что по сути может защитить ребенка - это четкие правила, что можно и что нельзя делать, и выработка собственно чутья – с кем можно общаться, а от кого стоит держаться подальше, как вести себя в критических ситуациях. Чтобы ребенок знал, понимал спинным мозгом, что туда лезть нельзя.

Это понимание может сформироваться, если есть доверие между ребенком и родителями, если ребенок может рассказать. А родители могут выслушать и по взрослому объяснить, что происходит и что именно ему ребенку угрожает в какой-то сложной ситуации. Особенно это касается подростков.

В настоящее время в сравнении с прошлыми веками отношение к детям сильно изменилось. Наше общество называют «детоцентрированным», да и вообще - «Никогда ценность человеческой жизни не была так велика» (Екатерина Шульман, политолог). Особенно детской жизни. Ничего мы сейчас не ценим так высоко, как детскую жизнь.

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Я часто встречаю у взрослых потребность создать сказку для своих детей. Пример сказки хорошо показан в культовом фильме «Жизнь прекрасна». Отец-еврей, попавший со своим сыном в концлагерь, ценой невероятного мужества и какой-то колоссальной веры создает своему сыну сказку, превращая его пребывание в концлагере в игру. И даже умирает «шуточно» с улыбкой на лице.

Он защищал тонкую психику ребенка от нечеловеческих условий и ужаса концлагеря. Не один ребенок на земле не должен через такое проходить.

Только у меня есть ощущение, что иногда в своем воображении и субъективном восприятии мы ставим окружающий мир по уровню ужаса на одну ступень с концлагерем. И тогда естественная реакция – оградить, защитить, взять удар на себя. Создать для своего ребенка защитный кокон.

Мы хотим создать нечто похожее на материнскую утробу, где сытно, уютно и тепло. но, чтобы родиться, ребенок должен выйти из материнской утробы.

В обычной жизни есть смерть, страх, ужас, боль, опасность, предательство, разочарование.

Умение с этим соприкасаться, переживать, позволит выработать ребенку адекватную реакцию и защитит его от бед.

Переживание потери

Ребенку важно научиться переживать потерю – оплакать игрушку, которая сломалась или потеряна; 100 рублей, которые ему дали на мороженное, но они выплати из кармана; разбитый планшет, по которому он в сердцах стукнул кулаком, в мгновение, когда не заладилась игра. Все. Теперь его нет. Он сломан и не починить.

Есть ситуации, где ты виноват, а есть где просто так произошло, но факт остается фактом – того, что было так тебе дорого, уже нет. Важно не обесценивать потерю, особенное, если это мелочь и «все можно купить», а дать возможность ребенку эту потерю прожить.

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать, - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), “слышите” его.

Уберечь ребенка… от жизни

Переживание утраты

Смерть домашнего питомца, смерть кого-то из семьи, смерть, того, кто был дорог ребенку. Важно позволить ребенку или подростку встретиться с этим фактом и поддержать его в переживании горя.

Я встречала массу случаев, когда ребенку не говорили о смерти питомца. Были в моей практики прецеденты, когда ребенку не говорили о смерти родителей несколько месяцев, боясь его горя.

Ребенок «знает» и чувствует, что происходит что-то не то, но не может понять, что. Важно, чтобы о смерти близкого было сказано в доступных для ребенка понятиях. Для малыша: « Он (она) уехал на волшебном поезде в далекую страну, куда есть билет только в один конец». А подросток уже в состоянии осилить мысль, что существует смерть. Что близкий уходит безвозвратно. И это правда, что все мы когда-нибудь умрем.

Право на правду. «Тайна для ребенка»

Бывает, что для «блага ребенка» ему врут годами о том, что родители не развелись. Или не говорят о том, что он приемный. Во многих странах нет тайны усыновления. И закон этот принят из интересов ребенка. Ему важно знать. Знать о своих корнях, о своем прошлом. Чтобы не было ощущения «подмены». Все приемные дети когда-нибудь об этом узнают. Шила в мешке не удержишь.

Я знаю взрослых людей, которые всю жизнь чувствовали, что что-то не так, но только ближе к сорока решились выяснить. Это поганийшее чувство, что ты мог найти своих настоящих родителей еще в молодости – встретиться с отцом, увидеть свою мать, – но тебе не дали сделать этого. А сейчас можно только прийти к ним на могилу. Можно искать ниточки своих корней, узнать, что оказывается у тебя есть родные братья и сестры… Любому человеку важно знать, откуда он родом. Чтобы восстановить свою историю.

«Вранье о шоколадном детстве»

Я знаю родителей, которые изо всех сил оберегают ребенка от знания о реальном финансовом положении семьи. Часто этим страдают матери, самостоятельно воспитывающие детей. Им кажется, что они просто обязаны компенсировать своему ребенку отсутствие отца, обязаны тянуть лямку за двоих, «чтобы он ни в чем не нуждался», «чтобы было все не хуже, чем у других», «все самое лучшее». Дорогие айфоны в кредит, спортивные велосипеды, лучшие кружки, бредовая одежда.

Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.

В итоге мама повторяет историю матери в блокадном Ленинграде, делающей надрезы на руках, чтобы своей кровью прокормить детей. Мать кормит практически собой, разрушаясь, истощаясь, давая гораздо больше, чем она может дать.

Дети способны вынести правду о реальном положении дел , о том, что действительно нет денег, что мы не можем позволить себе такие вещи. Дети в любом возрасте в состоянии это понять.

«Взрослая правда жизни»

Девочкам – подросткам точно нужно знать, что именно произойдет, если они сядут к кому-то в машину, если они придут в квартиру к незнакомым парням. Что именно произойдет. Взрослая женщина это знает, а вот юная девушка нет. Особенно если ей лет 10-12. Как себя нужно вести, если кто-то в переписке в социальной сети требует твои обнаженные фото. Если тебя начинают шантажировать, требовать встречи, хотят узнать твой адрес. Если настоятельно кто-то требует, чтобы ты что-то выпила или съела, что нужно делать. Об этом всем дочери должна рассказать мать, как бы не были ужасны эти рассказы.

Здоровый биологический страх является отличным предохранителем от проблем. У юной девушки должно вырабатываться чутье на ситуации, где «пахнет жаренным».

Ей очень часто придется принимать решение. Самой.

Уберечь ребенка… от жизни

Ребенок как и любой детеныш млекопитающих должен научиться различать «ядовитую траву», «врагов, тех, кто мое тебя съесть», он должен научиться отличать плохих людей от хороших. Не связываться с первыми и дружить со вторыми. Он должен различать, к кому можно приближаться, а от кого стоит держаться по дальше.

Страх является биологическим тормозам – маркером для психики «туда ни ходи!». Бесстрашие нужно только на войне, когда ты ценой своей жизни защищаешь интересы свой страны. В обычной же жизни важно «чуять жопой», «держать ушки на макушке» и «нос по ветру». Но этого не произойдет, если ребенок будет или слишком запуган или в полном неведении о мире вокруг – что по сути одно и тоже.

Каждому родителю важно, чтобы ребенок нашел свое место в жизни. Был адаптирован к миру вокруг. Чтобы он смог пережить удары судьбы и принять ее вызовы.

Наказывать ребенка правильнее, лишая его хорошего, а не делая ему плохое.

Ирина Дыбова