"Сначала сын пишет задание в черновик, а после моей проверки переписывает". Надо ли делать домашнюю работу с детьми?
"Сначала сын пишет задание в черновик, а после моей проверки переписывает". Надо ли делать домашнюю работу с детьми?
От возраста родителей зависят психические расстройства детей
От возраста родителей зависят психические расстройства детей
Как развивать связную речь
Как развивать связную речь
5 табу для папы. Чего не стоит делать при детях
5 табу для папы. Чего не стоит делать при детях

«Учим врать и приспосабливаться». Учителя и родители о том, как детей убеждают стать патриотами

Недавно было опубликовано видео о том, как в одной из минских гимназий детей настойчиво приглашают вступить в БРСМ. В Министерстве образования говорят , что содержание ролика "вызывает много вопросов". Это крайности отдельно взятой школы? Или вступать в молодежные организации детей принуждают повсеместно? Мы поговорили с родителями о том, как они относятся к агитации в пользу октябрят/пионеров и БРСМ. А учителя рассказали, вынуждают ли их давить на детей в этих вопросах.



Екатерина:

- Мой сын пришел из школы и сказал, что их агитировали стать октябрятами, но он не хочет. Это его дело, я поддержала его решение. Но потом звонила учительница, она у нас советской закалки, говорила со мной на повышенных тонах, что надо вступать обязательно и «кем вообще ваш сын вырастет», вскользь упомянула про взнос.

Я сказала: коль дело во взносе, деньги я передам. В итоге в нашем классе 100% октябрят – это единственный такой класс в параллели, т.е. это была не позиция школы, а отдельного учителя, видимо, хотела себе «медаль на грудь».

Самое неприятное, что учительница настраивала детей против тех, кто не вступает. Я решила обойтись малой кровью и малыми нервами для сына. Деньги сдали, а с нового учебного года сменили учительницу.

Анна:

- Нас как родителей не могут не беспокоить подобные вещи. В своем классе мы не столкнулись с подобным. Кто хотел, тот вступал. И не вступили те, кому родители сказали не вступать. Оказывалось ли на них какое-то давление, мы не знаем. Скорее всего, нет.

Если что-то подобное случится, будем защищать детей до последнего, каких бы усилий для этого не понадобилось.

Ольга:

- Я не знаю, как у нас классная «уговаривала» детей и что рассказывала, но почти все дети с радостью захотели стать октябрятами. И вроде не пугала и не обещала ничего. Если мой ребенок хотел, я его поддержала. Меньше всего сейчас планирую ему политику в голову лить. Он попросил значок - я дала деньги.

Совет: доверьте ребенку какое-то важное дело по дому. Скажите, что никто не справится с этой работой лучше, чем он. После выполнения задачи обязательно поблагодарите малыша.



Анна:

- Сын пришел и сказал, что надо принести деньги на галстуки. Будет вступление в пионеры. Я не захотела ничего давать. Какие еще пионеры? Не понимаю, в чем смысл этого действия сейчас? Галстуки сбыть со склада? Деньги собрать с родителей? И без этого часто собирают.

В общем, я отказалась. И не из-за денег, конечно. Я не хочу делать то, смысл чего мне непонятен. Мне не звонили, не ругали, но у нас адекватный учитель. Сын рассказывал, что многие дети вступили. На этом все. По-моему, вообще бессмысленная процедура.

Елена:

- Я уже не помню, упрашивали детей вступить в ряды октябрят или нет. Сын говорит, что как-то уговаривали. Мне все равно, если честно: я не была ни в октябрятах, ни в пионерах. Сын принимал решение сам. Он захотел – я ему дала деньги.

Алексей:

- Наш сын стал октябренком. Ни его, ни нас не спрашивали. Без вариантов: значок должен быть как обязательный атрибут. Не носишь его каждый день на школьной форме, могут и замечание сделать.

Анатолий:

- Мы не вступали ни в октябрята, ни в пионеры, ни в БРСМ. Мы не хотим, чтобы дети впитывали идеологию преемников большевизма. Мы беседовали с учителями и объясняли свою позицию. Мы говорили о том, что участие в каких-то организациях для детей должно быть по желанию, иначе это дискредитирует саму идею создания этих организаций. И мы сообщали, что наши дети участвуют в христианских организациях. Учителя жаловались, что для них будут последствия. Но мы категорически были против. И от наших детей отстали.

Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.


Ольга, учитель:

- У нас в учреждении образования очень адекватное руководство, которое старается построить доверительные отношения с педагогами, пытаются соблюсти баланс между «обязаловкой» и по возможности избегают неадекватных мероприятий, навязанных сверху. В начале года идет коллективное обсуждение, в каких мероприятиях БРСМ имеет смысл участвовать, что будет интересно нашим детям, а какие из них можно пропустить.

Да, негласный процент вступивших есть, но он не 100%. Я слышала от тех, кто непосредственно занимается вопросами БРСМ, что «сверху» даже акцентируют внимание, чтобы не было нереальных цифр (100% - это нереально).

Источник фото: pixabay.com


От процента вступивших в БРСМ зависит рейтинг школы. Да, педагоги-организаторы агитируют детей, но делают это не в такой форме, как в аудио-записи, а расставляя акценты именно на тех мероприятиях и проектах, в которых детям интересно было бы поучаствовать. БРСМ - как платформа для идей, хорошие подарки за участие в конкурсах, конференциях и пр., возможность бесплатно сходить на дискотеку, в кино, театр, возможность трудоустройства несовершеннолетних.

Также организаторы «берут» детей личной харизмой, юмором, т. е. отношением принятия и доверия. Про поступление просто говорят, что в анкете абитуриента есть графа (одна из первых) про участие в общественных объединениях.

Родителей не привлекают, кроме того момента, что они подписывают заявление на вступление. Учителя (классные руководители) обычно задействованы в этом процессе по минимуму.

Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

Мой вывод: если нельзя поменять систему и разорвать этот «порочный круг», то надо постараться сделать так, чтобы не было унижения, насилия, вины, стыда и невыносимости у всех участников процесса.

Людмила, учитель:

- Вышестоящие органы заставляют школу агитировать за БРСМ, и даже планы доводятся. У учителей выбора нет никакого. Они обязаны. И они заставляют детей. Даже цифру могу назвать: минимальное количество вступивших – 60%. Это везде. И это действительно есть.

Сергей, бывший преподаватель и чиновник из системы образования:

- Я видел лично, как «выбивали» взносы с детей, как девочка плакала и говорила, что у мамы (многодетной) нет денег. Я объяснил детям, что никто не может их заставить платить эти взносы, что они могут написать заявление и выйти из БРСМ. И из-за этого меня потом вызывали «на ковер» к начальству.

Чтобы было понятно, у нас существуют условно 2 типа рейтингов школ. Первый - это олимпиады, конкурсы, ЦТ и т.д. - это объективная информация по качеству подготовки школьников. И к нему у меня вопросов нет, только разве что то, как он считается.

Не ограждай ребенка от отрицательных последствий его действий (или его бездействия).

Второй рейтинг «неофициальный», что делает его еще более интересным. БРСМ, правонарушения, учеты, СОПы и т.д. Официальных фактов, чтобы школа, в которой недостаточное количество вступлений в БРСМ, была наказана, нет: как можно наказывать за то, что нельзя привести ни к одной статье кодекса? У нас же нет ответственности за «невступление» в молодежную организацию.

За кулисами же разборки по этой теме идут такие, что крыши отделов образования трясутся. Более того могу сказать, что БРСМ - это «социальный лифт» в чиновники. И тот, кто круче выслужится, тот круче по нему поднимется и станет «большим начальником». Отсюда и выслуживание, и завышение требований.

Андрей Жвалевский, писатель:

- Казалось бы, в чем проблема? Ну, вступят дети в этот союз, ну будут где-то числиться… (кстати, в упомянутом выше ролике завуч по воспитательной работе очень подробно об этом рассказывает). Проблема в том, что так мы формируем лицемерных, циничных людей, которые на прекрасные слова «патриотизм», «Родина», «Отчизна» реагируют зевотой и кривыми усмешечками.

Мы учим детей врать и приспосабливаться. А это и есть разврат.

Что хорошего я услышал в этом ролике? Чтобы не заканчивать в миноре, порадуюсь за гимназистов, которые не побоялись сказать «нет» самому завучу. И за родителей, которые прямо запретили детям вступать в эту организацию.

А как в вашей школе привлекают детей в молодежные организации?

Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.