«Немец терпеть не мог, когда в доме плачут дети». Травмы, которые переходят с нами из поколения в поколение
«Немец терпеть не мог, когда в доме плачут дети». Травмы, которые переходят с нами из поколения в поколение
Это счастье: Наталка Карпа показала, как кормит грудью
Это счастье: Наталка Карпа показала, как кормит грудью
Как сделать качественный антисептик для рук в домашних условиях
Как сделать качественный антисептик для рук в домашних условиях
Саша Зверева родила: Саша Зверева о домашних родах
Саша Зверева родила: Саша Зверева о домашних родах

Вырастить ребенка-билингва реально. Как это сделать: опыт мамы-переводчика

Недавно мы писали о том, с какого возраста нужно начинать изучение иностранного языка. Нейропсихолог и преподаватель школы иностранных языков посоветовали стартовать не ранее 3-4 лет, поскольку осваивать мир и параллельно изучать два языка (родной и иностранный) может быть сложно для ребенка. Но как же тогда вырастают дети-билингвы? Публикуем отзыв к материалу от Светланы — мамы уже взрослого сына, который с рождения говорит на двух языках. Источник фото: Unsplash.com — Уже не в первый раз я читаю рассуждения о двуязычном воспитании детей и, наконец, решила высказать свое мнение, основанное не только на обширной литературе по теме двуязычия, но и на личном опыте. Такой же методикой, успешно пользовались многие преподаватели «иняза» (сегодняшний МЛГУ), которые разговаривали на иностранном языке со своими детьми с момента их рождения.

С детства говорила на немецком и с сыном повторила этот опыт

В возрасте 8-14 лет я жила в ГДР, где служил мой отец. Когда вернулась в Союз, даже думала на немецком. В школьные годы занимала первые места на республиканских олимпиадах по немецкому языку. На четвертом курсе заняла третье место на всесоюзной олимпиаде для студентов институтов иностранных языков, уступив детям московских дипломатов, которые выросли в Германии.

Получила диплом «иняза» с отличием. Работаю по специальности переводчиком. С сыном начала говорить на немецком языке с его рождения и продолжаю до сих пор (ему 28 лет).

Совет детского психолога: Будьте авторитетом, однако не слишком строгим. Когда родители очень требовательные или слишком суровые, уверенность в себе значительно снижается. Понимание того, что за совершенное можно быть наказанным, отдаляет ребенка от действий и попыток самоутвердиться.

В старших классах гимназии он занимал первые места на республиканских олимпиадах. Немецким владеет на уровне родного, по работе консультирует немецких клиентов.



Как же вырастить ребенка, который с детства говорит на нескольких языках?

Для этого не нужно изобретать велосипед. Есть несколько важных правил, которые важно соблюдать:

1. Каждый язык должен быть незыблемо привязан к одному члену семьи:например, мама говорит с ребенком по-русски, папа — по-английски. Между собой родители могут говорить как угодно, но с ребенком, повторюсь, каждый говорит только на одном, закрепленном за ним языке.

2. Родитель, который говорит с ребенком на иностранном языке, должен владеть им на очень высоком уровне (в идеале — это для него родной язык). Если мама сама не образец для подражания по знанию языка, результат вас не порадует. Ребенок заговорит на очень плохом, ломаном английском или не заговорит вообще.
3. Родителю, разговаривающему с ребенком на иностранном языке, даже с высоким уровнем его владения придется подучить «детскую» лексику. Тут детские книжки в помощь. И да, задержка в речевом развитии возможна на несколько месяцев с последующим опережающим развитием. Мой сын молчал до двух лет, зато первое слово, которое он сказал вслух, было не «мама», «папа», «дай», а Aschenputtel (Золушка) – он хотел, чтобы на ночь я прочла ему именно эту сказку. А первое предложение было сложноподчиненным: «Ich möchte, dass du hier bleibst“ («Хочу, чтобы ты осталась» - когда я перед сном уходила из его комнаты).

Нельзя путать изучение иностранного и билингвизм

Поставьте перед собой и перед ребенком цель. Сделайте перечень тех занятий, к которым вы бы хотели вызвать интерес у ребенка. Предложите ему пробные занятия, чтобы вы вместе с ним могли понять, что именно может вызвать интерес у ребенка. Затем постарайтесь прояснить для себя, в чем именно суть проявленного интереса, что именно нравится в танцах, чем именно привлекают животные. В будущем дочь может стать отличным тренером, а сын дрессировщиком или ветеринаром, а может он начнет рисовать анимационные мультфильмы про животных…

Я убеждена, что ребенку все равно, каким количество языков овладевать с рождения — эта «работа» в более позднем возрасте уже никогда не будет такой легкой. В интернациональных кварталах Тбилиси дети с раннего детства прекрасно владеют грузинским, армянским, греческим, русским, турецким, просто потому что уже в песочнице на этих языках говорят их сверстники.

При этом нельзя путать две разные вещи — «изучение иностранного языка» и «билингвизм». Если иностранный язык не получен с рождения в качестве подарка от родителей или окружения, то да, в более позднем возрасте его придется учить и талдычить «ich bin, du bist, er ist».

Би- или полилингвизм — это естественное усвоение какого угодно количества иностранных языков в многоязычной семье или многоязычном окружении. В двуязычной семье дети свободно говорят на двух языках в том же возрасте, что их сверстники на одном — около трех лет. То, что ребенок может свободно заговорить на иностранном только к 12-14 годам (утверждение из предыдущего материала — прим. Ребенок.BY), практикой не подтверждается.

Источник фото: Unsplash.com

Хотелось бы еще напомнить о мотивации

Мой сын пошел на курсы английского для детей в возрасте пяти лет. Ему было намного легче, чем другим, так как оба языка относятся к группе германских и имеют много общего.

Мотивацией были мультики на английском, позже компьютерные игры и музыка любимых групп, потому что хотелось подпевать тексты. И это тоже было не рано, потому что наш гениальный преподаватель организовал процесс в игровой, веселой форме. В 14 лет сын сдал экзамен FCE с оценкой A+.

Ребенок не разовьет в себе чувство собственного достоинства и здоровую гордость, если не будет преодолевать препятствия и добиваться чего-либо.

Подводя итог:

1. Нельзя путать билингвизм с изучением иностранного языка;

2. Главное правило билингвизма — каждый родитель общается с ребёнком только на одном языке, без разделения дней и отступлений;

3. Билингвизм возможен в идеале только при наличии в семье носителей разных языков или при очень высоком уровне владения иностранным на уровне родного;

4. Начинать нужно с первого дня жизни ребенка.

И, кстати, изучать иностранный не рано ни в три, ни в пять лет. Результат зависит от учителя, а поскольку предмету «преподавание иностранного языка детям» нужно специально учиться, хороших преподавателей даже в столице немного. Чтобы ребенок горел желанием понимать тот же английский, в дополнение к занятиям показывайте ему мультики на английском, позже устанавливайте компьютерные игры только на английском, включайте популярную музыку.
Быстрая связь с редакцией [email protected]
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси? «Обследоваться лучше до зачатия». Как беременность влияет на эндокринную систему «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка

Совет детского психолога: Поддерживайте ребенка, когда в его жизни происходят неприятности. Жизнь несправедлива, и рано или поздно, но каждый ребенок узнает об этом и почувствует на собственном опыте. Поэтому когда дети сталкиваются с неприятностями, родители должны поддерживать и напоминать, что на пути к успеху могут быть и неудачи.



ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: